Аналитика


"Чертова дюжина" губернаторов для вывода "ЕР" из кризиса
Политика | Центральный ФО | СЗФО | Южный ФО | Приволжский ФО | Сибирский ФО | Дальневосточный ФО | Уральский ФО | В России | Северо-Кавказский ФО | Республика Крым | Кировская область

В российской политике не сказать, чтобы существенные изменения, но определенные телодвижения власти стали заметны. 13 губернаторов и глав субъектов получили полномочия секретарей местных отделений партии "Единая Россия", лидер партии Дмитрий Медведев заявляет, что пора кончать с практикой, когда самые настоящие "единороссы" идут на выборы под названием самовыдвиженцев, опасаясь, что низкий рейтинг партии ударит по ним самим.

Что за всем этим стоит и каков возможный сценарий выборов в Госдуму в 2021 году – разбиралось Накануне.RU.

Итак, по итогам заседания президиума Генсовета "ЕР" стали известны имена тех глав субъектов Федерации, которые должны возглавить у себя региональные отделения партии.

"Принято решение назначить высших должностных лиц субъектов РФ исполняющими полномочия секретарей региональных отделений партии: Мурата Кумпилова – Адыгейского, Радия Хабирова – Башкортостанского, Казбека Кокова – Кабардино-Балкарского, Айсена Николаева – Якутского, Олега Кожемяко – Приморского, Владимира Владимирова – Ставропольского, Александра Богомаза – Брянского, Игоря Васильева – Кировского, Андрея Чибиса – Мурманского, Глеба Никитина – Нижегородского, Андрея Травникова – Новосибирского, Дмитрия Азарова – Самарского и Михаила Развожаева – Севастопольского", – гласит официальное сообщение пресс-службы "ЕР".

Практически все перечисленные персоны были назначены в ходе "губернаторопада" образца 2018 и начала 2019 гг., то есть люди это относительно новые для управляемых регионов и, так сказать, пока не укоренившиеся в местных условиях. С одной стороны, возглавив отделение местной "Единой России" у себя, они получают какие-то дополнительные очки и рычаги влияния, с другой….

Именно об этом хором заговорили и эксперты, и наблюдатели после озвученного решения президиума Генсовета. Рейтинг у "ЕР" все последние годы снижался, особенно этот процесс ускорился после принятия скандальной реформы с повышением пенсионного возраста в стране. Что там говорить о партии, если даже рейтинг и доверие президента Владимира Путина испытал снижение?! Плюс, конечно же, были и другие непопулярные решения правящей партии, а Правительство главного "единоросса" Медведева подвергается нападкам и "справа", и тем более "слева", так что повторимся – принять на себя ответственность и возглавить местных "единороссов" у себя в регионе – это очень и очень непростое решение. Решение, возможно, спорное и неокончательное, но об этом чуть позже. Неслучайно тенденцией последних лет было участие в выборах даже видных "единороссов", которые шли к избирателю как… самовыдвиженцы, всячески замалчивая свою принадлежность к правящей партии перед избирателями. Иногда это срабатывало, иногда нет, на это смотрели снисходительно. Но такое положение дел, очевидно, не могло устраивать ни главных функционеров "ЕР", ни взявшегося "рулить" партией Медведева.

Очевидно, и это признают все в экспертном сообществе сегодня, что для Кремля (или уже – для ответственных лиц в Администрации президента) сегодня становится критически важным вопрос о проведении выборов депутатов Госдумы в 2021 году. Схемы и сценарии, которые, допустим, сработали пять лет назад, в 2016, могут и не сработать на предстоящих выборах. Например, прошедшая только-только 8 сентября кампания по избранию глав регионов, депутатов местных собраний и т.д. выявила ряд узких мест. И примитивные хитрости вроде объявления членов "ЕР" "самовыдвиженцами" уже не везде и не всюду работают…

Представляется неслучайным выпуск очередного доклада 22 октября близкого для Дмитрия Медведева "Института социально-экономических и политических исследований" (ИСЭПИ), в котором прогнозируется изменение ряда важнейших параметров для выборов в Госдуму в 2021 году. Разумеется, пересказывать содержание доклада не имеет смысла, те, кто интересуется, может без труда найти все в Сети. Главная идея (как возможная) – уход от выборов по партспискам, изменение схемы выборов по партийным спискам и выборам в одномандатных округах в соотношении 25 на 75%. Таким образом, фактически ставка властью делается на участие и доминирование региональных "единороссов" и лидеров общественного мнения (ЛОМов) на местах для усиления позиций собственно "Единой России". Повторимся, что пока это все-таки экспертное предложение одного из институтов, близких к власти, не факт, что подобная реформа обрадует всех на местах. Имеются и другие предложения, просто по времени обозначенное – одно из последних. Ну и про близость фонда ИСЭПИ к Медведеву мы уже сказали…

"Зона уверенного электорального контроля для "Единой России" при гипотетическом переходе на схему 25:75 прирастает не столь значительно, так как численность избирателей в таких субъектах РФ, как правило, невысока. Регионы, относящиеся экспертами на федеральных выборах к зонам "электоральной мобилизации" или устойчивого консервативно-провластного голосования, по новой системе получили бы только 33 новых округа", – приводят авторы доклады лишь один из аргументов.

Добавляя при этом такой довод:

"Кампания 2021 года будет характеризоваться также большим количеством совмещённых выборов и задач по "сшивке" кампаний разного уровня. Одновременно с Госдумой будут избираться депутаты заксобраний в 39 регионах, интенсивность борьбы на этом уровне выборов будет влиять на ход кампаний в округах в Госдуму. При гипотетическом переходе на новую схему 52 новых округа появятся в регионах, где параллельно развернутся кампании в заксобрания. А всего под совмещение с выборами в заксобрания попадут 155 одномандатных округов в Госдуму в уменьшенных размерах".

Вообще стоит отметить, что выборное законодательство, особенно в части проведения выборов депутатов Госдумы, в последние лет 15 менялось перед каждым плебисцитом. В буквальном смысле слова – каждый раз, начиная с 2003 года, в России выбирали депутатов нижней палаты парламента по новым правилам. Иногда изменения носили точечный, так сказать, характер, иногда были очень существенными и ломали для оппозиции ясный и, вроде как, заранее спрогнозированный сценарий. Если перед выборами в Госдуму 2021 года выборное законодательство поменяется в срочном порядке в очередной раз, кажется, это никого уже не удивит.

"Последние новости, объявленные "Единой Россией", направлены на консолидацию ресурсов для проведения выборов в Госдуму. Я считаю, что никаких существенных изменений ни партийная система, ни сама схема проведения выборов не претерпят, власть будет делать ставку на дальнейшее применение административного ресурса вплоть до силовых методов", – комментирует последние заявления директор Центра политологических исследований при Финансовом университете Павел Салин.

Эксперт отмечает, что сейчас любая попытка реформирования сложившийся системы присутствия в Госдуме четырех системных партий ("Единая Россия", КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Россия") чревата непредсказуемостью и потерей управляемости над процессом. При таких рисках проще оставить все как есть и сделать ставку на привычный и понятный адмресурс, который, как видим, применяется на выборах буквально всех уровней, от губернаторских кампаний до выборов депутатов муниципального уровня (включая выборы, например, депутатов Мосгордумы в 2019 году). Именно на это и сделана, по словам Салина, ставка – не трогать ничего и провести выборы в Госдуму по привычному сценарию и в рамках действующего законодательства. С прицелом, естественно, на сохранение тех же пропорций и депутатских фракций, которые существуют и сегодня.

Косвенно неблагоприятные последствия в случае изменения схемы выборов признают и эксперты ИСЭПИ:

"Можно ожидать, что при резком сокращении числа списочных мандатов возникнут предпосылки к переходу на систему с тремя крупными парламентскими партиями, имеющими представительство в Госдуме по партспискам, и несколькими "партиями мажоритариев" (включая балансирующую сейчас на границе проходного барьера "Справедливую Россию"), которые, вероятнее, получат представительство в Госдуме только через одномандатные округа. Но формальное представительство разных общественно-политических сил в Госдуме по схеме 25:75 должно оказаться более широким, чем по модели 50:50, за счёт локальных успехов самовыдвиженцев".

Напомним, что периодически возникали и возникают разговоры о необходимости реформирования сложившейся партийной системы в России. Одними из главных проблем представляются разные факторы и детали – от косности и все большей утраты доверия у избирателей такого института как "партия" до собственно возраста лидеров. Например, проблемами являются возраст лидера чисто вождисткой партии ЛДПР, хотя, вроде как, сам Владимир Вольфович полон сил и энергии. То же самое можно сказать о лидере КПРФ Геннадии Зюганове, но тому, в отличие от Жириновского, видимо, все-таки проще будет найти замену в партийных рядах. У Сергея Миронова как лидера "СР" проблемы другие – партия раз за разом балансирует на грани прохождения в Госдуму, не имеется ни четкой идеологии, ни, собственно, реальной электоральной поддержки среди избирателей. Грубо говоря, люди часто не понимают – "эсеры" это кто? И за что выступают? А если критикуют в мягком формате власть, то почему все-таки послушно голосуют за её решения?

Возвращаясь к решению, озвученному Генсоветом "ЕР", сейчас невозможно с точностью сказать, какие последствия повлечет за собой практика ставить в качестве партбоссов губернаторов. Можно прогнозировать, что в каких-то регионах это, безусловно, пойдет самой партии на пользу, скажем, в Севастополе. Прошедшие пять лет с "Крымской весны" так или иначе все равно ассоциировались с присутствием во власти членов "Единой России", начиная от губернаторов – сначала Сергей Меняйло, потом Дмитрий Овсянников – и заканчивая самыми популярными депутатами Законодательного собрания. Тот же Алексей Чалый не только шел на выборы как "единоросс", он затем был и видным функционером севастопольского ОНФ. Что, впрочем, не мешало критиковать ему и решения "ЕР", и того же ОНФ..

Подводя итог, констатируем: обязательство губернаторов руководить местными отделениями "ЕР" несет определенные риски для них. В то же время, в руки глав субъектов попадает все-таки пока еще мощный дополнительный рычаг по воздействию на местные элиты через "регулировку" участия в выборах депутатов Госдумы, вопрос лишь в том, смогут ли руководители на местах грамотно распорядиться этим самым рычагом…



Денис Лузин