Аналитика


Дмитрий Аграновский: Могут начать изымать имущество налево и направо
Экспертное мнение | В России

Конституционный суд дал добро изымать имущество у родственников подсудимых. Но так ли это хорошо, как кажется на первый взгляд? Да, в России практика переписывания имущества на родственников приобрела гротескные черты, у многих чиновников невероятно богатые жены и удивительно успешные дети - смогут ли они теперь доказать, что нажили свои деньги честным путем? А именно этого будет требовать суд перед тем, как арестовывать подозрительные счета. Но за радостью, что негодяев призовут к ответственности, многие не видят прямых угроз самим себе. Практикующий адвокат, ведущий телеканала "Красная линия" Дмитрий Аграновский не советует радоваться раньше времени - у решения КС есть обратная сторона. Его экспертное мнение - специально для Накануне.RU:

- Конституционный суд признал, что можно изымать имущество у родственников и знакомых коррупционеров, я не знаю, радует или не радует меня это событие, я скажу, как практикующий адвокат, что, к сожалению, всем этим нормам может быть придано расширительное толкование.

Во-первых, далеко не факт, что по коррупционным статьям судят именно коррупционеров, потому что качество следствия и суда довольно низкое, и часто бывают или заказные кампании, или кампании показные, которые должны доказывать, что в регионе работают правоохранительные органы. Многие из этих приговоров просто несправедливы.

Второе - могут начать изымать имущество налево и направо. Можно привести пример. Я читал решение суда по Грудинину - там речь о коррупции не идет, но там почему суд смог передать его бывшей жене вот такое большое количество акций? Потому что суд признал мнимыми и притворными сделками большое количество сделок по передаче акций сторонним людям, а это были вовсе нормальные сделки. То есть суд изъял "дело и не дело", посчитал совместно нажитым имуществом.

Я боюсь, что так будет и здесь. Начнут конфисковывать имущество у фактически случайных людей или даже наоборот - приглянулось имущество родственника, чей-то бизнес, можно на его сына или брата завести соответствующее уголовное дело и под это дело конфисковать. У меня двойственное ощущение от решения КС. Я вижу больше имитацию борьбы с коррупцией, чем реальную борьбу. Вот в такой среде, при таком качестве следствия, при таком качестве суда каждая новая карательная мера у меня вызывает большое подозрение и сомнения - не было бы хуже.

Как было с кампанией против педофилов, начинают и за дело, и не за дело привлекать людей, которые ничего общего с педофилами не имеют, но нужно показать активность. Будет кампания против коррупционеров - будут и за дело, и не за дело сажать чиновников, изымать у них имущество, чтобы показать, какая бурная идет деятельность. При том, что у нас 99,9% приговоров обвинительные и состязательность процесса практически отсутствует, то есть большие сомнения, что столь серьезный рычаг воздействия будет использован правильно. Открывается новая возможность для произвола.