Политический "мёртвый сезон" заканчивается. Социология фиксирует рост протестных настроений и их усиливающуюся политизацию. Очень часто на митингах даже против уплотнительной застройки или по экологическим проблемам звучат требования, считающиеся "коммунистичесскими", "левыми", или хотя бы "требованиями социальной справедливости".
Эту риторику подхватывает несистемная оппозиция, в том числе и те, кого всего несколько лет назад было трудно заподозрить в симпатии к социализму. На этом фоне парламентская партия, носящая название "коммунистическая", не демонстрирует заметных успехов. В местных ячейках происходят расколы, об одном из таких, произошедшем в Екатеринбурге, мы писали на прошлой неделе, когда бывшие представители КПРФ массово примкнули к "Коммунистам России". Множатся не только партии, но и левые организации, которые пока ими не стали – прошли съезды "Движения за новый социализм" Николая Платошкина и "Союза марксистов", созданного ведущими популярных ютьюб-каналов. Последние сейчас совершают турне по Уралу.
Всё это закономерно вызвало интерес и у экспертного сообщества Екатеринбурга. В Доме писателя прошёл круглый стол на тему "Кризис левой идеи: кто заменит КПРФ на политической арене?". Обсудить этот вопрос решили без самих представителей КПРФ и вообще партий, чтобы обойтись без политической дискуссии. Посетил мероприятие и корреспондент Накануне.RU.
Из заявленной темы можно понять, что организаторы относятся к перспективам левой идеи весьма пессимистично, но при проведении мероприятия уделили немало внимания антуражу советской эпохи. Гостей встречал человек, очень похожий на Владимира Ленина, а официанты в Доме писателя были с октябрятскими звёздочками и в пионерских галстуках.
Руководитель Экспертного клуба Екатеринбурга Анатолий Гагарин во вступительном слове ответил, что выразителей левой идеи в обществе пока не так много, хотя есть парламентская партия, предназначенная для того, чтобы выражать интересы определённой группы населения, и определённая совокупность других движений, партий, течений и организаций, которые тоже интересуются этой темой.
Челябинский политолог Владимир Чудаев назвал КПРФ "вписанной в элиту группой товарищей, которую можно, в общем-то, и господами называть".
"То же можно сказать и о "Справедливой России", а "Единая Россия" несёт в себе значительный пласт левой идеологии. По-моему, кризис как раз состоит в том, что идей может быть много абстрактных, экстремистских, радикальных или менее радикальных, но где контрэлита левая? Я, глядя на наше поле политическое, ее не вижу. И этот кризис вы видите у себя в области, мы видим ещё больше, потому что Челябинская область в девяностые годы и даже в начале двухтысячных была одним из ярких регионов красного пояса. Сейчас коммунистическая оппозиция, левая оппозиция, практически исчезла. То же самое видно и в Курганской области. Всё это было вымарано к 2010-11 гг. и на сегодняшний день всё достаточно жёстко контролируется не левыми силами", – считает эксперт.
Однако политолог Александр Белоусов отметил рост левых настроений среди жителей Екатеринбурга, даже не связанных формально с КПРФ: "Кейс с майским противостоянием был, но среди прочего там эта антиолигархическая риторика чётко совершенно присутствовала – вот, олигархи, денег девать некуда. А давайте, господа олигархи, мы вас научим, как вам тратить ваши деньги – постройте нам школы, больницы и тому подобное. Это на нашем кейсе совершенно чётко было видно. Появилось такое полевение, и оно и дальше будет происходить".
По мнению Александра Белоусова, причина полевения заключается, во-первых, в падении уровня жизни россиян. Вопреки оптимистическим заявлениям Росстата и прочих официальных служб, видно, что уровень жизни населения не увеличивается по сравнению с 2014 годом. Зарплаты заморозились, рост цен ощущается в мегаполисах и особенно в малых городах, люди часто про это говорят. Во-вторых, рост левой идеи обусловлен и тем, что правая идея в стране не укоренилась и не получила своего политического представительства.
При этом положение парламентской Компартии является довольно сложным, политолог отмечает, что на нее оказывается значительное давление. "КПРФ выгодно занимать вторую позицию с небольшим гандикапом от всех остальных, но и не создавая достаточных угроз для партии власти. Как только они будут подбираться к тридцати процентам, соответственно, давление на них усилится. Это мы видели на президентских выборах 2018 г. – когда пошёл рост Грудинина, в какой-то момент началась кампания на его ослабление и его рейтинг потом пошёл вниз. Коммунистам выгодно быть не до конца реализованными. Это спящая левая партия, которая может проснуться, если ей не будут в таком жёстком режиме управлять", – считает политолог.
Далее слово взял общественник Александр Гавриленко, который сплёл соломенное чучело левой идеи, сведя её к принципу "всё отобрать и поделить", и блестяще его, это чучело, победил.
"Я часто вспоминаю Шарикова и профессора Преображенского в последнее время, потому что чётко прослеживается повторение той идеи, когда кто-то в пяти комнатах должен операции делать, а я тут на помойке харчуюсь", – весьма своеобразно процитировал Булгакова эксперт.
"Эта идея – "взять всё и поделить" – достаточно плохая, чем закончилась революция, мы все знаем. Молодёжь в силу того, что они, может быть, плохо читали историю, или не застали времена, когда значки пионерские вешали на грудь и галстуки повязывали – они по-другому смотрят на вещи, у них присутствует какой-то элемент романтики. Но не хватает ответственного подхода", – продолжил он. Далее Александр Гавриленко рассказал о примерах из своей общественной деятельности, необходимости подчинения мнению большинства и т.д.
Здесь выступающего поправил бывший преподаватель истории КПСС Михаил Коробельников: "Всё, что вы сказали, укладывается в это – подчинение меньшинства большинству, что когда мы говорим о левых идеях, мы говорим про "отнять и поделить", но почему мы все забыли один из принципов левых, который развивался достаточно долго – от каждого по способностям? Это что? Это ведь тоже левая идея, давайте не сворачивать туда".
Татьяна Николаева, руководитель РИА Накануне.RU, сказала, что левая идеология будет жить вечно. "Всем как-то в мире хочется хорошо жить, а вот не получается. А мысль, мечта – всё равно будет. А раз она никуда не уйдёт – всё равно будут носители. Будет что-то носиться в воздухе, если фигурально выражаться. А вот оформить это в некую структуру со своими задачами и с теми же лидерами (потому что лидеры просто так тоже не рождаются, они рождаются в процессе как лидеры) – это уже другой вопрос", – рассказала она.
Пока же приходится констатировать, что левая идея живёт даже сама по себе, а в последнее время в России и вовсе снова набирает популярность. При этом среди оформленных партий и движений до сих пор наблюдается организационный кризис. И для них, как и для всей политической системы страны, предстоит не самое простое время.