Аналитика


Крушение в Казахстане: производитель Fokker 100 обанкротился 22 года назад, закономерна ли авария?
Политика | В бывшем СССР | За рубежом

Катастрофа самолёта Fokker 100, следовавшего по маршруту Алматы - Нур-Султан, по последним данным, унесла жизни 12 человек из 100, находившихся на борту. Пока известно лишь, что после взлёта воздушное судно потеряло скорость и дважды задело хвостом взлётную полосу. После этого оно врезалось одно из зданий аэропорта. В результате корпус самолёта был разрушен. Несколько человек погибли на месте, двое - в аэропорту, ещё двое скончались в больнице.

Среди погибших – капитан воздушного судна Марат Муратбаев. Все находившиеся на борту иностранцы – граждане Киргизстана, Украины и КНР – в числе выживших. Россиян на борту не было. 28 декабря объявлено в Казахстане днём траура.

Как сообщает Infox, деятельность авиакомпании Bek Air приостановлена, а президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев пообещал строго наказать виновных. На месте трагедии работают около тысячи человек, 70 единиц техники и 33 бригады скорой помощи.

В сети многие пользователи обращают внимание на то, что производство самолётов Fokker 100 прекратилось в 1997 году, когда обанкротилась одноименная нидерландская авиастроительная компания. На сегодняшний день в результате катастроф и серьёзных аварий были потеряны 17 таких самолётов. В Казахстане лайнер этой модели уже совершал аварийную посадку с невыпущенной передней стойкой шасси, это произошло в 2016 г. Причем, именно из этих машин полностью состоит авиапарк компании Bek Air.

Заслуженный пилот СССР, бывший заместитель министра гражданской авиации Олег Смирнов рассказал, что считать Fokker 100 непригодным для эксплуатации самолётом нельзя. Его экспертное мнение – специально для Накануне.RU:

бывший заместитель министра гражданской авиации СССР, президент фонда "Партнер гражданской авиации" Олег Смирнов(2016)|Фото: vm.ru– Fokker 100 зарекомендовал себя как эффективное и безопасное летательное воздушное судно, которое используется во многих странах мира. Да, компания не выдержала рыночных взаимоотношений с другими самолётостроителями и прекратила своё существование, но самолёты летают во многих странах мира, дорабатывают свои ресурсы, всё у них получается нормально.

В данном случае пока скудная информация о произошедшем, но уже есть предположения на отказ двигателя. Это может происходить по разным причинам. Задача комиссии как раз проверить, как самолёт готовился к вылету и как поддерживалась в авиакомпании его лётная годность с точки зрения исправности, как готовились экипаж и командир корабля.

Крушение самолета Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр" в Алма-Ате 27.12.19.(2019)|Фото: emer.gov.kz|КЧС МВД Республики Казахстан

Впрочем, сам отказ двигателя не является причиной катастрофы, в каждом современном самолёте при расчётах и при его строительстве учитывается обязательно фактор – если отказывает один двигатель, то он должен на одном двигателе продолжить полёт, но ни в коем случае не падать. "Фоккер" – из такой же категории, он и на одном двигателе отлично летал.

Самолёт только взлетал, полные баки топлива были, максимальный взлётный вес, полная коммерческая загрузка. Отказ двигателя тут мог внести соответствующую сумятицу, но только в случае, если не был подготовлен экипаж. Каждый экипаж обучается действиям в подобных ситуациях.

То, что самолёт не производится, это ещё ничего не значит. Экипажи должны тренироваться так же, как при выпускаемом самолёте. Техническое состояние лётной годности воздушного судна также должно поддерживаться без оглядки на то, выпускается самолёт или нет. Все запчасти должны меняться своевременно, выработавшие свой ресурс – заменяться на новые. И так далее. Если такой возможности нет – самолёт должен прекратить своё существование. А раз он летает, раз допущен, сертификат у него лётный, то это должно производиться в полном объёме.

Крушение самолета Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр" в Алма-Ате 27.12.19.(2019)|Фото: emer.gov.kz|КЧС МВД Республики Казахстан

Истина будет установлена – самолёт не разрушен, не сгорел, то бишь самописцы, называемые в народе чёрными ящиками, будут расшифрованы сегодня-завтра и перед нами предстанет полная, объективная картина происшедшего.



Павел Мартынов