Аналитика


Первая фаза торговой сделки – лишь перемирие между США и Китаем
Политика | За рубежом

Член ЦК Политбюро Компартии Китая Лю Хэ отправился в Вашингтон, чтобы подписать торговое соглашение с Соединёнными Штатами. Обвинения против Пекина в несправедливых торговых практиках американский президент Дональд Трамп выдвигал ещё во время своей избирательной кампании, а после победы перешёл от слов к делу. Запретительные пошлины на китайский экспорт вызвали зеркальный ответ со стороны КНР. Но, помимо пошлин, Трамп ввёл санкции против китайских компаний ZTE и "Хуавэй", а гражданка Китая Мэн Ваньчжоу, финдиректор "Хуавэй", была задержана по американскому запросу в Канаде и до сих пор находится под домашним арестом. Стоит ли после подписания соглашения ждать скорейшего завершения торговой войны между крупнейшими экономиками мира, читайте в материале Накануне.RU.

Экономические разногласия – распространённое явление в отношениях между странами, однако в данном случае претензии США касались не только торговых практик, но и фактически относились к переустройству китайской экономики – Штаты требовали отказа от господдержки предприятий. Американские санкции ставили под угрозу и программу обновления промышленности "Сделано в Китае 2025".

Серия переговоров между американскими и китайскими чиновниками долго не приносила результатов. В конце декабря Трамп даже отчитался о своей победе, заявив, что достигнуто соглашение по первому этапу сделки и его будет подписывать председатель КНР Си Цзиньпин.

"Пэнпай синьвэнь" отмечает, что Китай за время торговой войны стал более зрелым и в последние два года здесь сформировался "дух великой державы".

При этом Китаю важно сохранить отношения с Соединёнными Штатами без всесторонней конфронтации. Это одна из важнейших задач для страны на предстоящее десятилетие.

Согласно опубликованной на данный момент информации, Китай готов увеличить импорт американских товаров на сумму в 200 млрд долларов, но пока нет никаких сведений об уступках Пекина в плане господдержки предприятий.

Не поехал в Вашингтон и Си Цзиньпин. Первый этап сделки подпишет Лю Хэ, который представлял Китай на всех предыдущих раундах переговоров по этому вопросу.

Главный научный сотрудник ИДВ РАН Владимир Петровский рассказал, что сохраняет некоторый пессимизм по поводу первого этапа торговой сделки.

"Американская сторона считает своим успехом достижение соглашений с Пекином по закупкам сельхозпродукции – КНР согласилась закупать американскую сельхозпродукцию на 40 млрд долларов в год в течение двух лет. Подобные планы для многих экспертов выглядели удивительными, поскольку Китай никогда не закупал американских сельхозтоваров более чем на 26 млрд долларов в год. Китайские же экономисты прогнозируют неизбежное снижение цен на сельхозпродукцию при резком росте ее производства на экспорт, что неизбежно ударит по американским фермерам", – заявил Накануне.RU эксперт.

В целом же, как было сказано, Пекин согласился увеличить закупки американских товаров не менее чем на 200 млрд долларов в следующие два года. Это колоссальная и, в общем-то, как считает Владимир Петровский, слабо достижимая сумма, если принять во внимание текущую торговую статистику обеих стран.

"Между США и КНР сохранится основополагающая стратегическая напряженность, особенно в технологических областях, что станет серьезным препятствием для полного разрешения торгового конфликта. Китай согласился открыть доступ на свой рынок американским банкам и эмитентам кредитных карт, и теперь они могут работать в Китае без партнерства с местными фирмами. Однако Китай, скорее всего, был готов пойти на этот шаг, поскольку местные банки уже чувствуют себя уверенно, а Пекин хочет получить больше иностранных инвестиций", – отметил он.

Существует риск того, что первая фаза сделки не будет долгосрочной. Ни одна из сторон не представила подробного объяснения соглашения, что затрудняет определение того, насколько жизнеспособным будет его выполнение. К тому же, наиболее трудные вопросы переговоров были отложены "на потом".

"Поэтому первую фазу можно считать лишь краткосрочным перемирием, за которым маячит новая эскалация конфликта", – добавил эксперт.



Павел Мартынов