Аналитика


Аппетиты растут: "мусорный оператор" хочет от жителей Екатеринбурга еще 300 млн рублей
Экономика | Свердловская область | Уральский ФО

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) ЕМУП "Спецавтобаза", судя по всему, внес серьезные корректировки в инвестиционную программу на 2020-2029 годы. Согласно официальной информации, объем запланированных капитальных вложений предприятия на строительство мусоросортировочного комплекса и расширение полигона ТКО в Екатеринбурге, против чего выступают местные жители, вырос почти в два раза от изначально озвученных планов. Аппетиты регоператора быстро растут, однако до сих пор неясно, откуда брать деньги для финансирования сверхдорогих инвестпроектов. Не исключено, что частично расходы будут покрыты за счет тарифа или бюджета Свердловской области.

Как следует из инвестиционной программы ЕМУП "Спецавтобаза", опубликованной в системе ЕИАС с корректировками от 27 декабря 2019 года, объем инвестиций, необходимых для строительства двух объектов, предусмотренных территориальной схемой по обращению с ТКО, составит 3,5 млрд руб. На эти средства в течение девяти лет регоператор планирует оформить земельный участок, разработать и утвердить проектно-сметную документацию и построить мусоросортировочный комплекс "Екатеринбург-Север" и реконструировать близлежащий полигон. Строительство сортировочного комплекса мусорщики оценили в 1,8 млрд руб., а реконструкцию полигона в 1,6 млрд руб. Оставшиеся 100 млн руб. пойдут на оплату услуг проектировщиков и оформление участков.

Согласно инвестиционной программе с учетом корректировок, проект мусоросортировочного комплекса должен быть закончен уже в этом году, после чего сразу начнется непосредственно строительство объекта, на которое отводится девять лет. К примеру, сопоставимый по мощности мусоросортировочный комплекс был построен ООО "ТЭО" в Тюмени в течение всего четырех лет с момента заключения концессионного соглашения с правительством региона. А объем инвестиций составил 1,7 млрд руб. Отметим, что в открытии комплекса в 2018 году также принимал участие губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, который мог перенять опыт соседей и своего старшего товарища, на тот момент губернатора Тюменской области Владимира Якушева. Однако на Среднем Урале реализация экологических проектов, предусмотренных "мусорной реформой", отложилась. Второй проект также планируется реализовать только к 2029 году.

Примечательно, что суммы, отраженные в инвестпрограмме с корректировками от декабря 2019 года, разительно отличаются от изначального документа, утвержденного министерством энергетики и ЖКХ Свердловской области 28 ноября того же года. Согласно первому варианту, на реализацию всех мероприятий инвестки потребовалось бы не 3,5, а всего 2 млрд руб.

Как ранее сообщало Накануне.RU, помимо разницы в капитальных вложениях между двумя документами, после корректировок значительно сдвинулись сроки строительства. Так, изначально мусоросортировочный комплекс "Екатеринбург-Север", мощностью 400 тыс. тонн, который будет расположен в границах городского округа Верхняя Пышма, вблизи действующего полигона "Северный", должен был появиться уже в 2021 году. Согласно плану, он сможет перерабатывать до 36% всех поступающих на него отходов или 144 тыс. тонн. Стоимость объекта тогда оценивалась в 1 млрд руб. В свою очередь, реконструкция полигона "Северный" должна была обойтись также примерно в 1 млрд руб. и должна была завершиться в 2024 году.

Что касается источников финансирования, в ЕМУП "Спецавтобаза" тогда заявили, что инвестиционная составляющая изначально заложена в тариф, утвержденный в настоящий момент и составляющий 474,37 руб.

народный сход, мусорный полигон, Шабровский(2019)|Фото: Накануне.RU

"Этот тариф будет повышен с 01 июля 2020 года до 491,44 руб. в рамках индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги. В существующий тариф уже включены расходы на исполнение инвестиционной программы, в состав которой входят мероприятия по строительству мусоросортировочного комплекса "Екатеринбург-Север" и реконструкции полигона ТКО "Северный", – прокомментировали ситуацию в пресс-службе регоператора.

Однако, согласно инвестпрограмме, все проекты будут полностью профинансированы за счет привлечения заемных средств, а не тарифа. Таким образом, с учетом всех расходов по выплате процентов банкам, стоимость строительства всех объектов в первоначальном варианте должна была составить 3,2 млрд руб. Теперь же, с учетом корректировок, оценка возросла до 3,5 млрд руб.

Как считают эксперты, у регионального оператора могут возникнуть большие проблемы с привлечением заемных средств. Так, например, руководитель ассоциации "Чистая страна" Руслан Губайдуллин заявил, что в отрасли наблюдается резкое снижение платежей, связанное с экономическим кризисом на фоне распространения коронавируса.

"Дальнейшее снижение собираемости платежей ожидается на фоне распространения новой коронавирусной инфекции, волатильности на финансовых рынках, инфляционных ожиданий граждан. Если отрасль окажется сейчас один на один с этой проблемой, то есть риск, что отдельные региональные операторы прекратят свою деятельность. Это, в свою очередь, приведет к ухудшению эпидемиологической ситуации в регионах в связи со сбоями в вывозе отходов", – заявил руководитель ассоциации.

В связи с этим более 40 организаций из 30 регионов страны, входящих в "Чистую страну", направили обращение к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой принять меры государственной поддержки для стабилизации отрасли обращения с ТКО в связи со снижением собираемости платежей. Среди прочего, регоператоры просят отсрочку уплаты всех обязательных платежей до конца 2020 года, предоставить им кредиты по льготной процентной ставке, а также компенсировать из бюджета недополученные платежи.

На фоне этого эксперты полагают, что регоператоры в сфере ТКО будут рассматриваться банками как крайне ненадежные заемщики, а значит, кредитные ресурсы будут предоставляться компаниям с учетом больших рисков по очень высоким ставкам, либо им будет отказано вовсе.



Евгений Иванов