Аналитика


Регионам предложили перейти на соцнорму электричества. Тарифы могут возрасти для большинства населения
Экономика | Свердловская область | Ханты-Мансийский АО - Югра | Курганская область | Челябинская область | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область | Уральский ФО | В России

Федеральное правительство вернулось к активному обсуждению повсеместного внедрения социальной нормы потребления электроэнергии. Вице-премьер Юрий Борисов поручил профильным министерствам разработать первые предложения с оценкой влияния инициативы на социально-экономическое развитие регионов. Основной задачей зампред поставил снижение перекрестного субсидирования, которое уже перевалило за 400 млрд руб. в год. Однако в регионах УрФО переход на соцнорму пока не поддерживают. Власти субъектов заявляют о сложном администрировании, расходы на которое потом снова лягут в тариф, нивелировав тем самым все экономические эффекты. Гарантирующие поставщики, в свою очередь, также говорят о дополнительных затратах и отсутствии внятных источников финансирования.

Заместитель председателя правительства РФ Юрий Борисов раздал ряд поручений, направленных на снижение стоимости электроэнергии для потребителей и уменьшение перекрестного субсидирования между бизнесом и населением.

Согласно документу, министр энергетики Александр Новак, министр экономического развития Максим Решетников, руководитель минпромторга Денис Мантуров, министр природы Дмитрий Кобылкин и глава ФАС РФ Игорь Артемьев должны проработать предложения и предоставить их на рассмотрение рабочей группы к 1 апреля 2020 года.

Вице-премьер поставил чиновникам задачу совместно с Ассоциацией "НП Совет рынка", РСПП и иными заинтересованными организациями провести оценку влияния снижения стоимости электрической энергии за счет сокращения инвестиций в предприятия, на экономическое развитие субъектов, рост внутреннего валового продукта, развитие отраслей промышленности и экономики на горизонте до 2035 года.

Также в поручении говорится об отказе от реализации отдельных программ развития в сфере электроэнергетики, сокращении нерыночных надбавок к цене на мощность, применении конкурентных механизмов для повышения эффективности инвестиций и снижении стоимостной нагрузки на потребителей электрической энергии. Также одним из пунктов Борисов предлагает разработать предложения по снижению объемов перекрестного субсидирования в электроэнергетике, в том числе с помощью дифференциации тарифов в зависимости от объемов потребления, то есть о переходе на так называемую социальную норму потребления.

Соцнорма предполагает, что стоимость электроэнергии будет варьироваться в зависимости от объемов потребления: чем больше ресурса расходует домовладение, тем выше будет тариф. Напомним, что эксперимент по внедрению такого механизма расчетов стартовал в 2013 году в шести регионах России. В него в частности попали Владимирская, Орловская, Нижегородская, Ростовская и области, а также Красноярский и Забайкальский края. Почти во всех регионах соцнорма была установлена в размере 50-75 кВт.ч на человека и только в Красноярском крае была увеличена до 110 кВт.ч. При этом тариф свыше нормы потребления в этих субъектах оказался больше на 50-90%.

Как отмечают в Министерстве энергетики РФ, суть введения соцнормы отнюдь не в стимулах к экономии электроэнергии, а в снижении перекрестного субсидирования, при котором промышленность, средние и малые компании фактически платят за население, а это негативно сказывается на производственном потенциале России и конечных ценах на товары и продукты. Так, например, в 2019 году объем перекрестки, по данным НП "Совет рынка", превысил 400 млрд руб.

Однако пока инициатива федерального правительства не находит отклика в регионах и у гарантирующих поставщиков электроэнергии. Так, собеседник издания в правительстве Тюменской области пояснил Накануне.RU, что этот вопрос неоднократно рассматривался чиновниками, но возникли проблемы с самим механизмом расчетов по соцнорме.

"Конечно, сама инициатива хороша. Сейчас мы субсидируем всех потребителей без исключения и тех, кто освещает дворцы и одиноко проживающих пенсионеров. Логично, что благосостояние у них разное. В этой логике определенно должна быть социальная норма, и если мы сдерживаем рост платы за коммунальные услуги – должен быть определенный стандарт. Но сейчас предлагается большая вариативность, много категорий потребителей, норм, технологий проверок. Такое администрирование сейчас невозможно, но оно стоит дороже, чем экономические эффекты от внедрения соцнормы. Дополнительная нагрузка также ложится на энергосбытовые компании. Соцнорма нужна, но администрирование не должно убивать эффекты, в этом у нас сейчас проблема. Но как логику – мы поддерживаем. Соцнорму надо вводить в воде и тепле", – рассказал представитель правительства Тюменской области.

Аналогичного мнения придерживаются и в правительстве Челябинской области. Среди основных проблем источник издания также отметил сложности в администрировании и отсутствие актуальной базы потребителей у гарантирующих поставщиков электроэнергии.

"Сейчас расчет производится по счетчикам. Норма вводится на человека, персональных данных нет, сколько человек проживает в квартире, гарантирующий поставщик не знает. Вопрос – как применить норму на месяц на человека? Ситуация с выставлением счетов может быть еще хуже, чем была на старте мусорной реформы", – считает собеседник Накануне.RU в челябинском кабмине.

Сами гарантирующие поставщики, в свою очередь, заявляют о существенных потенциальных расходов, связанных с применением соцнормы. По разным оценкам, затраты по отдельным регионам могут достигать 100 млн руб.

"Для того чтобы внедрение соцнормы прошло комфортно для населения, прежде необходимо подготовить материальную базу. Для начисления платы за электроэнергию с учетом соцнормы всем гарантирующим поставщикам необходимо внедрить новый программный алгоритм, протестировать на корректность работы. Также с большой вероятностью это потребует дополнительных объемов для хранения массивов данных", – пояснили в пресс-службе одной из энергосбытовых компаний УрФО.



Никита Светлов