Аналитика


Цена Великой Победы. Часть 3. Условия жизни населения
Вехи истории | В России | В бывшем СССР

Накануне.RU завершает цикл материалов, посвященных цене Великой Победы. Первая часть была посвящена потерям населения и Вооруженных Сил, вторая часть – экономике. Третья посвящена условиям жизни населения. Тяжелым, но более справедливым, чем сегодня.

Торговля и снабжение

В годы Великой Отечественной войны общественное питание стало важным средством улучшения снабжения населения. С 1943 года увеличивалось число предприятий общественного питания. В 1945 году за три года их количество увеличилось почти в полтора раза. Особенно широко развивалось общественное питание в системе отделов рабочего снабжения на промышленных предприятиях. К концу войны услугами предприятий общественного питания пользовалось не менее 25 млн человек против 10-11 млн человек в 1940 году.

Предметом особой заботы было общественное питание работающих на производстве, особенно в ночные смены, на оборонных предприятиях, лесозаготовках, эвакуированного населения, военнослужащих в железнодорожных буфетах, инвалидов войны. Для питания инвалидов в ряде мест были организованы столовые закрытого типа. Для особо нуждавшихся в диетическом и усиленном питании также были организованы специальные столовые. Этими столовыми в конце 1944 года пользовалось 630 тыс. человек.

Городское население было переведено на нормированное распределение продовольственных и промышленных товаров, произошел переход от свободной продажи товаров на их реализацию по карточкам. Нормированное снабжение существенно ограничивало потребление. Однако эта вынужденная мера соответствовала условиям военного времени и гарантировала гражданскому населению получение минимума продовольствия и предметов первой необходимости по твердым государственным ценам.

Постановлением СНК СССР №1882 от 18 июля 1941 года были введены карточки на некоторые виды продовольственных и промышленных товаров в Москве, Ленинграде и отдельных пригородных районах Московской и Ленинградской областей. Постановлением предусматривалась продажа: по продовольственным карточкам - хлеба, хлебобулочных изделий и муки, крупы и макарон, сахара и кондитерских изделий, масла животного, растительного и маргарина, мяса и мясопродуктов, рыбы и рыбопродуктов; по промтоварным карточкам - хлопчатобумажных, льняных и шелковых тканей, швейных товаров, трикотажных товаров, чулочно-носочных товаров, кожаной и резиновой обуви, мыла хозяйственного и туалетного.

С 1 сентября 1941 года карточная система распределения продуктов была введена повсеместно. Мяса в среднем по стране полагалось всего 1,2 кг на человека в месяц.

Выдача хлебных карточек населению производилась ежемесячно, а отпуск хлеба по ним - по соответствующим талонам в пределах установленной нормы каждый день, допускался отпуск хлеба на один день вперед. Просроченные талоны на хлеб аннулировались. Для рабочих ряда профессий в отдельных отраслях экономики были установлены более высокие нормы выдачи хлеба - от 650 г до 1 кг в день. По килограмму хлеба в день получали рабочие и ИТР, занятые на подземных работах, в горячих и вредных цехах. Остальные категории населения получали от 400 г хлеба в день. Рабочие и служащие первой категории (военной, нефтяной, металлургической, машиностроительной, химической промышленности, электростанций, железнодорожного и морского транспорта) снабжались на 100-200 г больше. Сахара и кондитерских изделий полагалось в месяц от 400 г для детей до 800 г для рабочих.

С 1942 года были введены специальные карточки для дополнительного питания беременных женщин, кормящих матерей, доноров, больных. При распределении мясных и рыбных продуктов, крупы, макаронных изделий, сыров также проводилась дифференциация норм снабжения: передовикам производства и рабочим важнейших отраслей промышленности обеспечивался более высокий уровень потребления.

Нормы снабжения различных групп населения продуктами питания были такими. Самые высокие нормы основного снабжения продовольственными товарами были установлены для рабочих угольной забойной группы, занятых на подземных работах предприятий угольной промышленности – до 4,5 кг мяса и рыбы в месяц. На военных предприятиях рабочие получали 2,2 кг в месяц, остальных – 1,8 кг, служащие – 1,2 кг, иждивенцы – 800 г, дети до 12 лет – 400 г. По жирам разница была лишь пятикратной: шахтеры-забойщики получали до 1000 г, иждивенцы – 200 г (детям и служащим – 300 г). Круп и макаронных изделий полагалось: шахтерам – до 3 кг, рабочим – до 1,5 кг, иждивенцам – 600 г (детям и служащим – 800 г).

Для детей в возрасте до 1 года отпускалось специальное питание из молочных кухонь, которым выделялись соответствующие продукты - молоко, жиры, манная крупа, рис, сахар и мука.

Детям в возрасте от одного до трех лет предоставлялось питание из детских пищевых станций. Питанием из молочных кухонь и пищевых станций в IV квартале 1942 года пользовалось 430 тыс. детей, в IV квартале 1945 года - 960 тыс. детей.

Полный рацион питания получали дети, находившиеся в яслях и детских садах. Так, на ребенка в яслях полагалось 900 г сахара в месяц при норме по карточке 400 грамм. При круглосуточном пребывании ребенка в детском саду на него расходовалось мяса в месяц 1,5 кг вместо 400 г по карточке. В яслях и детских садах находилось в годы войны 2,1-2,6 млн детей.

В школах всех городов и рабочих поселков были введены горячие завтраки. Дополнительно отпускались на школьника по 50 г хлеба и 10 г сахара к чаю в день. В 1942 году завтраки получали 4 млн школьников, в последующие годы число их значительно возросло.

Для детей, особо нуждавшихся в усиленном и диетическом питании, были организованы специальные столовые, в которых их кормили 2 раза в день. В этих столовых расходовалось на ребенка 1,5 кг мяса и рыбы в месяц, в том числе сверх положенного по карточке - 1,1 кг, соответственно жиров 450 и 300 г. Такое питание в IV квартале 1942 года получали 150 тыс. детей и в IV квартале 1945 года - 940 тыс. детей.

Постепенно вводилось нормированное снабжение населения и непродовольственными товарами. В отличие от порядка снабжения, установленного на продукты питания, снабжение непродовольственными товарами не гарантировалось выдачей по карточкам строго фиксированных количеств тех или иных товаров.

Продажа нормированных непродовольственных товаров производилась в пределах лимитов, которые устанавливались для каждой категории населения в виде определенного числа условных единиц (купонов) на каждый товар. Руководствуясь общим лимитом и числом купонов, засчитываемых по каждому товару, владелец промтоварной карточки имел право в течение всего срока ее действия купить по своему выбору любые нормированные товары, которые были в продаже.

Для рабочих и ИТР в карточках на непродовольственные товары предусматривалось 125 купонов, для служащих - 100, для иждивенцев (включая детей) и учащихся - 80 купонов. При покупке пары обуви для взрослых нужно было сдать 50 купонов, за пальто - 80, за женское платье шерстяное или шелковое - 60, за платье хлопчатобумажное - 40, за пару чулок для детей - 3 купона, кусок хозяйственного мыла - 2 купона и т. д. В районах Крайнего Севера карточки на непродовольственные товары выдавались с двойным количеством купонов.

К концу войны карточки на непродовольственные товары получали 60 млн человек. В последние годы войны карточная система снабжения промышленными товарами была заменена продажей этих товаров городскому населению по специальным ордерам.

Снабжение сельского населения непродовольственными товарами производилось потребительской кооперацией за счет выделяемых ей централизованных фондов. Товары продавались через кооперативные магазины при предельном отпуске на одного человека: хлопчатобумажных или льняных тканей - 6 м, шерстяных - 3 м, обуви - одной пары. Преимуществом пользовались учителя, врачи, специалисты сельского хозяйства, семьи военнослужащих и эвакуированные.

Нормы питания военнослужащих отличались от гражданского населения. В начале войны действующие в мирное время нормы суточного довольствия военнослужащих были сокращены. Новые нормы продовольственного снабжения Красной Армии были установлены 12 сентября 1941 года. Тогда же были утверждены курсантский, госпитальный, санаторный и сухой паек.

(2005)|Фото: victory.rusarchives.ru

Нормы суточного довольствия, естественно, различались для различных военнослужащих Красной Армии: красноармейцев и начальствующего состава боевых частей; красноармейцев и начальствующего состава тыла действующей армии (фронта, армии, дивизии, бригады); красноармейцев строевых и запасных частей, не входящих в состав действующей армии; боевого состава экипажей самолетов действующей армии и не входящих в ее состав (на казарменном положении); по госпитальному пайку. Некоторые виды продуктов полагались лишь отдельным категориям военнослужащих.

Так, постановлением от 15 мая 1941 года, в частности, полагалось (в сутки):
Хлеб ржаной - 600 г
Хлеб пшеничный из муки 2 сорта – 300-400 г
Разная крупа – 60-150 г
Макароны – 10-50 г
Мясо – 75-350 г
Рыба – 50-120 г
Сахар – 25-80 г
Соль – 30 г
Картофель – 450-600 г
Капуста свежая или квашеная – 100-200 г
Морковь, свекла, лук, коренья или огурцы – по 30-55 г каждого вида овощей.

Некурящим женщинам-военнослужащим взамен табачного довольствия в соответствии с приказом НКО от 12 августа 1942 года, а впоследствии и некурящим мужчинам-военнослужащим (приказ НКО от 13 ноября 1942 года) были введены нормы выдачи шоколада (200 г), или сахара (300 г), или конфет (300 г) в месяц. Приказом НКО от 11 апреля 1943 года женщинам-военнослужащим дополнительно к нормам пайков была увеличена норма выдачи мыла по 100 г на человека в месяц.

Красноармейцам и начальствующему составу войск передовой линии действующей армии постановление ГКО от 22 августа 1941 года полагалось 100 г водки в день. Эта же норма была установлена: частям, ведущим непосредственные боевые действия и находящимся в окопах на передовой линии (постановление ГКО от 6 мая 1942 года - вместо нормы 200 г, действовавшей три недели); подразделениям, ведущим разведку (войсковой разведке дополнительно выдавалось по 25 г сала); артиллерийским и минометным частям, поддерживающим пехоту, экипажам боевых самолетов по выполнении ими боевой задачи (с 12 ноября 1942 года). Полковым и дивизионным резервам и частям боевого обеспечения, а также раненым, находящимся в учреждениях полевой и санитарной службы, полагалось по 50 г водки. По Закавказскому фронту нормировалось 300 г столового или 200 г крепленого вина на человека в день.

Сухой паек военнослужащих предусматривал:
Сухари ржаные - 600 г (хлеб черный)
Концентрированная каша из пшена - 200 г
Концентрированный суп-пюре гороховый - 75 г
Колбаса полукопченая "Минская" - 100 г
— или вобла суховяленая/копченая - 150 г
— или сыр-брынза - 150 г
— или рыбное суховяленое филе - 100 г
— или мясные консервы - 113 г
— или сельдь соленая - 200 г
Сахар - 35 г
Чай - 2 г
Соль - 10 г.

Доходы и социальное обеспечение

В балансе денежных доходов и расходов населения за годы войны произошли существенные изменения, в частности значительно выросли выплаты населению пенсий и пособий — на 18,3 млрд рублей, или в 3,3 раза (в основном за счет пособий семьям военнослужащих, выплат пенсий инвалидам войны и семьям лиц, погибших на войне, увеличения пособий многодетным и одиноким матерям). В 1945 году было выплачено единовременное вознаграждение военнослужащим в сумме 8,5 млрд рублей, компенсация рабочим и служащим за отпуска (не предоставленные в военное время) — около 5 млрд рублей.

Накануне войны среднемесячная начисленная зарплата составляла 33 рубля, в том числе в промышленности – 34 рубля, сельском хозяйстве – 23 рубля, строительстве – 36 рублей, торговле и общепите – 25 рублей, образовании – 33 рубля, науке – 47 рублей, органах управления – 39 рублей. Заметно, что разрыв составлял всего чуть больше двух раз, а в органах власти получали не намного больше, чем в среднем по стране. Эти пропорции охранялись и в середине 1950-х. Также заметно выделяются зарплаты работников науки. Не потому ли ученые сталинского времени – это настоящие величины, а их труды сохраняют свое значение до сих пор? По меньшей мере это касается технических наук, в чем автор имел возможность убедиться. С 1960-х гг. технические науки постепенно начали тормозиться.

Интересно, что в годы войны выплата пенсий практически не уменьшилась, а в 1944 году превысила довоенный уровень. За боевые ордена и медали давались надбавки к пенсии, руб.: Орден Ленина - 25, Орден Красного Знамени - 20, Орден Отечественной войны - 15-20, Орден Славы - 5-15, Медаль "За отвагу" - 10. Кавалеры всех орденов Славы при утрате трудоспособности имели право на увеличение пенсии на 50%.

Указом Президиума ВС СССР от 26 июня 1941 года семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время выплачивались пособия 100-200 рублей в городе и 50-100 рублей на селе (в зависимости от числа нетрудоспособных), но при наличии двух детей, не достигших возраста 16 лет, на селе выплачивалось 500 рублей. То есть пособия семьям военнослужащих в несколько раз превышали среднюю зарплату в стране. В переводе на сегодняшние деньги, при средней зарплате около 45 тыс. рублей, это означает выплаты семьям военнослужащих по 130-260 тыс. рублей в месяц.

Военнослужащим рядового состава, ставшим инвалидами вследствие ранений, контузий или увечий, полученных в боях при защите Родины или при исполнении иных обязанностей военной службы, или вследствие заболеваний, связанных с пребыванием на фронте, СНК СССР 1 февраля 1944 года назначил пенсию 72-150 рублей (в зависимости от группы инвалидности). Ставшим инвалидами вследствие несчастных случаев, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, пенсия полагалась примерно а 20% меньше. Тем не менее, у всех инвалидов пенсия была в несколько раз выше средней зарплаты. В переводе на сегодняшние деньги это 100-200 тыс. рублей.

Успевающим студентам высших учебных заведений, обучающимся в важнейших промышленных и транспортных высших учебных заведениях, в 1943 году была назначена стипендия от 210 рублей на первом курсе до 315 рублей на пятом – 6-9 средних зарплат.

Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU

Здравоохранение

В годы войны в СССР были развернуты сотни новых больниц, увеличено производство медицинских препаратов, улучшено обеспечение стационаров топливом, продуктами, медицинским оборудованием. Численность врачей и среднего медицинского персонала в тыловых районах возросла за счет эвакуированных. К 1944 году число врачей увеличилось по сравнению с 1941 годом на 55%, больничных коек – на 70%.

Заболеваемость многими острозаразными болезнями за годы войны снизилась: дизентерией – в 5 раз, корью, коклюшем, дифтерией, цингой – в 2 раза. В то же время выросла заболеваемость малярией, гриппом, брюшным тифом.

Культура

В годы войны была серьезно перестроена работа публичных учреждений культуры. Творческие коллективы домов культуры и клубов создавали агитбригады, проводили агитационные мероприятия и концертные программы непосредственно на производственных участках, в госпиталях и местах переформирования военных частей.

Государственная публичная историческая библиотека открыла свои отделения на московских станциях метро "Курская", "Сокольники", "Площадь революции". Просуществовавший до 1944 года "подземный филиал" библиотеки посетили 113 тыс. человек. Просветительную и агитационную работу активно осуществляли и музеи.

В 1943 году удалось восстановить работу многих библиотек, клубов, домов культуры, изб-читален. Количество зрителей, посетивших киносеансы, выросло в 1943 году по сравнению с 1942 годом на 40%, а в 1944 году - еще на 33%. С 1944 года стали расти тиражи газет и книг, возобновили работу ранее закрытые издательства.

За годы войны было выпущено свыше 500 военных фильмов по самым разнообразным вопросам военного искусства и боевой техники для школ и частей вооруженных сил, для всеобщего военного обучения и военной подготовки населения. Было выпущено 67 тематических короткометражных фильмов и 34 документальные полнометражные кинокартины.

В 1941 году на фронте выступали 357 актерских коллективов, в 1942 году - уже 920, при этом число выступлений увеличилось с 32,4 тыс. до 117 тыс. В 1943 году фронтовых концертных бригад стало 1215, а число выступлений достигло 150 тыс. Разительный контраст с современной ситуацией, когда многие артисты боятся и рта раскрыть, чтобы выразить свою позицию по какому-то острому вопросу.

Во время Великой Отечественной войны советских людей не интересовали ни курс доллара, ни цены на нефть, ни конъюнктура рынков, ни "мировые тенденции", ни одобрение стран Запада. Страна своими собственными силами и силой своего духа, в условиях небывалого единства народа и власти, совершила подвиг, с которым ничто не может сравниться.

Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU



Евгений Чернышёв