Аналитика


Нужны стратегические резервы: в России предложили создать систему нефтехранилищ
Экономика | Ханты-Мансийский АО - Югра | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область | В России | Пермский край

Президент Российского газового общества, председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный направил письмо в адрес замминистра по энергетике Павла Сорокина с предложением создать в России систему хранилищ стратегического нефтяного резерва страны. Эксперты оценили меру как своевременную, но при этом призвали делать это не в ущерб курсу на переработку сырья.

Как стало известно Накануне.RU, в письме Завального говорится о том, что из-за вспышки новой коронавирусной инфекции и введенных в связи с ней по всему миру жестких ограничений, произошло обвальное снижение мирового спроса на нефть и сильное падение нефтяных цен в первом полугодии текущего года. В этой ситуации в более выигрышном положении оказались страны, у которых хорошо развиты системы хранения нефти, в частности США и Саудовская Аравия.

Эксперты РГО провели анализ перспектив развития систем стратегического хранения нефти и пришли к выводу, что Россия отстала в развитии таких систем от многих стран — как импортеров, так и экспортеров нефти. При этом национальная система подземного хранения газа в РФ развита очень хорошо.

"Создание аналогичной системы хранения нефти и нефтепродуктов является не только инструментом обеспечения энергетической безопасности, но эффективным и прибыльным бизнесом, который играет все большую роль в регулировании и балансировке мирового нефтяного рынка. В связи с этим, по мнению экспертов, было бы целесообразно создать в стране сеть нефтехранилищ, способную хранить как минимум стратегический запас нефти в объеме не менее 10% от объема годовой добычи нефти в РФ. С учетом имеющихся в России опыта и технологий создания подземных хранилищ нефти в кавернах каменной соли, именно такой подход мог бы использоваться при реализации долгосрочного плана создания и развития нефтехранилищ. Он также является достаточно эффективным с экономической точки зрения", — говорится в сообщении.

По мнению Павла Завального, нефтехранилища также смогут снизить негативный эффект от вынужденного сокращения добычи нефти и консервации скважин и создать рыночный инструмент повышения гибкости российской нефтедобычи в условиях высокой неопределенности перспективного спроса на нефть и необходимости ручного регулирования мирового рынка.

"РГО обратилось к крупнейшим компаниям нефтегазового комплекса – членам нашего общества, с предложением принять участие в комплексном исследовании проблемы и рассчитывает на поддержку Министерства энергетики в изучении перспектив создания систем хранения нефти в России", — заявил Павел Завальный.

Из-за падения цен на нефть на мировых рынках и соглашения ОПЕК+ российские нефтедобывающие предприятия начали менять режим работы. Так, например, в Пермском крае руководство ЛУКОЙЛ, чья дочерняя компания является крупнейшей нефтедобывающей компанией в Прикамье, заявил о намерении снизить добычу в рамках соглашения ОПЕК+ на 18% или более чем на 40 тыс. тонн в сутки. Часть мелких предприятий Прикамья полностью прекратила нефтедобычу.

(2004)|Фото: www.lukoil.ru

"Добыча в большинстве маленьких компаний на сегодня остановлена, нам добывать в таких условиях нерентабельно. Крупные добытчики могут позволить себе продолжать производство, так как у них есть возможность аккумулирования добытой нефти, у нас такой возможности нет. Добывать ее, а потом дважды переливать — зачем? От этого при данной ценовой политике только убытки", — сообщали на одном из предприятий.

При этом эксперты отмечали, что прекращение работ на старых нефтяных месторождениях в первую очередь в Западной Сибири может привести к их закрытию. Остановка скважины на несколько месяцев ведет к ее потере. Восстановить добычу после длительного простоя – либо слишком дорого, либо невозможно.

Эксперт "Финам" Алексей Калачев в беседе с корреспондентом Накануне.RU заявил, что инициатива РГО полезна для России, как раз в ситуациях, когда спрос на нефть падает.

"Можно было бы накапливать стратегические резервы. В США такие резервы существуют и они ими достаточно гибко манипулируют, накапливая или сокращая объемы хранения, тем самым балансируют рынок. В свое время в СССР тоже предлагалось построить систему хранилищ. Но тогда сочли, что наша страна — экспортер, а не импортер, и потому они нам не нужны. Но, как мы видим, для балансировки рынка такие хранилища, конечно, пойдут на пользу. Ну, и, кроме того, сам проект по строительству таких хранилищ — это рабочие места, заказы, инвестиции. Он сам по себе внесет вклад и в ВВП, и в рост инвестиций", — выразил мнение эксперт.

Экономист Василий Колташов, напротив, отмечает, что строительство хранилищ и их дальнейшее обслуживание потребует определенных затрат. По мнению эксперта, куда правильнее было бы тратить ресурсы на развитие переработки.

"У этого предложения есть две особенности. Конечно, такие хранилища позволят России более уверенно маневрировать на рынке. Не сокращать добычу, закачивая нефть в спецхранилища, а в дальнейшем ее поставляя из хранилищ или используя. То есть наличие таких хранилищ по-своему логично. С другой стороны, возникает вопрос: а что, мы свою переработку развивать не будем? Зачем нефть хранить? Добыли, переработали, поставили на мировой рынок, сколько надо. А хранилища иметь минимальные. В этом предложении заложена очень простая философия: что мы экспортировали и будем экспортировать, тогда как надо нефть перерабатывать и постепенно уходить от экспорта. Из нефти можно получать ценное сырье, перерабатывать, поставлять продукты переработки. И не отдавать прибыль и рабочие места другим странам", — высказался Василий Колташов.

При этом он отметил, что все же от хранилищ вреда не будет, поскольку они действительно обеспечивают маневр — могут технически защищать регионы, в которых будут находиться, от разрыва в поставках.

"Сами хранилища могут быть частью антикризисной программы. Но в целом надо держать курс на переработку", — резюмировал эксперт.



Ксения Теплякова