Аналитика


После меня – не хоть потоп!
Политика | Сибирский ФО | В России

Сергей Левченко, экс-губернатор Иркутской области, ушедший в "добровольную отставку" после серьезного разговора в Кремле полгода назад, заявляет, что может пойти снова на выборы высшего должностного лица сибирского субъекта. Чисто в теории возможность такая у Левченко, конечно же, как у любого гражданина страны, есть. Но, во-первых, возможность эта имеется только с приставкой "пока", ниже объясним почему, а во-вторых – даже иркутские коммунисты, разочарованные декабрьским решением Левченко, видят за его заявлениями двойную игру и попытку, как сейчас выражаются, "хайпануть". Подробности – в материале Накануне.RU.

"Я все больше утверждаюсь в решимости идти на выборы… Моя отставка в декабре 2019-го была вынужденным шагом, совершенным под большим давлением. Но обстановка в стране и области изменилась. Больше нет тех факторов, которые стали для меня решающими и заставили написать заявление об отставке. Я не могу оставаться равнодушным и безучастным. Нужно возвращать область на путь развития и управляемости", – делает на днях заявление Левченко.

Экс-губернатор одновременно отвечает своим критикам и гонителям – мол, я и моя команда работали в период паводка действительно в экстремальных условиях, что-то удавалось сделать, что-то – нет. "На пострадавших от паводка территориях мы за пять месяцев восстановили системы жизнеобеспечения, инфраструктуру, а за пять месяцев этого года вырыт только один котлован", – указывает Левченко.

Немного предыстории, для тех, кто подзабыл стремительное развитие событий в декабре 2019 года. 12 декабря губернатор-коммунист Сергей Левченко совершенно неожиданно даже для собственного аппарата вылетает в Москву, а уже вечером (в Иркутске это, соответственно, ночь) становится известно о том, что он написал заявление по "собственному желанию". Инсайдеры тогда писали, что Владимир Путин не стал лично встречаться с отставником, зато был якобы разговор с лидером КПРФ Геннадием Зюгановым, который, мол, в итоге и убедил Левченко подписать нужные бумаги.

Причем, опять же, по слухам, в Кремле точно не все были за подобный вариант отставки Левченко, понимая все будущие риски.

Пару-тройку дней, что характерно, после этого "отставочного блицкрига" ситуацию не комментируют ни в Кремле (лишь на уровне "президент принял решение"!), ни в самой федеральной КПРФ, ни слова не произносит сам Левченко.

Так или иначе Путин в тот же день, вечером 12 декабря, под камеры официальных ТВ проводит встречу с заместителем министра МЧС по делам пожарного надзора с Игорем Кобзевым и назначает его врио губернатора Иркутской области.

Игорь Кобзев, Владимир Путин(2019)|Фото: kremlin.ru

54-летний генерал-полковник Кобзев – типичный для нынешних регионов управленец с военным образованием, имеющий парочку дипломов гражданских вузов. Вся жизнь и карьера его связана с ведомством по чрезвычайным ситуациям, участник первого конфликта в Чечне, принимал участие в гуманитарных операциях в Южной Осетии и Грузии и т.д. Никакого, пусть и минимального опыта, руководства муниципальными и региональными властными структурами в биографии нет – исполнял обязанности заместителя министра МЧС, руководил на условиях врио Центральным региональным центром МЧС, был министром по ЧС в Воронежской области, с 2017 года руководил кадровой политикой МЧС и т.д. Для руководства огромной и очень непростой с любой точки зрения Иркутской области этого, как кажется многим, явно недостаточно.

Иркутская область с площадью 774,8 кв. км, почти равной площадям Турции или Чили, является пятой в России по размеру.

Стратегически любой человек может сам оценить её значение для России – это Транссиб, это нефтепроводы, это золото, это немалая часть лесного фонда. И это в конце концов – Байкал, мировая жемчужина и главный резервуар питьевой воды на планете. В политическом смысле вообще Сибирь, Дальний Восток, и Иркутская область никогда не были "удобными" территориями для управления из Москвы. Напомним, что сбои и прецеденты в процедуре якобы "выборов" губернаторов в стране начались именно с Иркутской области, где в 2015 году коммунист Сергей Левченко обошел "единоросса" и официального претендента Сергея Ерощенко, а Администрации президента тогда пришлось "проглотить" это.

Позже были фиаско с официальными и одобренными лично Путиным кандидатами в Приморье, Хакасии, Хабаровском крае и Владимирской области. Но Левченко стал пять лет назад настоящим "прорывом" в политической жизни страны, победив на выборах честно и чисто даже по правилам очень странного закона о губернаторских кампаниях 2012 года.

В этом смысле отставка Левченко в декабре действительно стала потрясением, в том числе потрясением для иркутского обкома КПРФ, в котором нашлись горячие головы, ставшие обвинять губернатора в "предательстве" и игре… на Кремль. В общем-то, с небольшими изменениями все это можно наблюдать и сегодня.

По данным источника Накануне.RU, знакомого с ситуацией, в Иркутской области, и так всегда имевшей много политических центров силы, еще и сошлись на тот момент интересы практически всех крупных российских ФПГ. Представители которых именно что требовали убрать губернатора-коммуниста.

"Ну, посудите сами, не дал повысить тарифы для населения, заставил в полном объеме платить налоги, Левченко за несколько лет почти вдвое увеличил бюджет региона, начал серьезно наводить порядок в лесном хозяйстве. Откуда эти средства? Миллиарды и десятки миллиардов рублей, которые раньше ФПГ и олигархи считали "своими" и беззастенчиво выводили. За это убивают, а тут лишь отставка!" – отметил источник.

И повод для реакции Кремля очень быстро был найден, напомним, что в прошлом году область постигло катастрофическое наводнение, по масштабам, говорят, бывающее раз в столетие. Всего было разрушено почти 11 тыс. жилых домов, погибли в ходе наводнения 25 человек. Кто виноват? Ну, разумеется, губернатор!

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU

Владимир Путин, несколько раз выезжавший на место стихийного бедствия, критиковал действия региональных властей. Вступила сразу "тяжелая артиллерия" в виде ряда федеральных телеканалов, журналисты которых, кажется, просто устроили соревнование, кто побольнее "пнет" губернатора. То власти кому-то вовремя деньги не выделили, то гуманитарную помощь вывалили на землю, а во всем виноват нерадивый губернатор и его правительство!

Отметим как факт – назначенный Путиным курировать от Москвы ликвидацию последствий вице-премьер Виталий Мутко, не вылезавший неделями из Тулуна, вообще не критиковал Левченко. Видимо, видел реальную цену этой "критике" на официозных ТВ и не пожелал встраиваться в общий тренд. Левченко "пинали" и "кусали", кстати, вплоть до декабрьской отставки…

Собственно, сейчас весь вопрос для ответственных лиц в АП сводится, очевидно, к одному – а что дальше? Выпускать в Иркутской области "никакого", чистой воды "варяга" Кобзева, хоть с поддержкой "Единой России", хоть без оной (еще, к слову, неизвестно, что хуже для такого кандидата), значит пустить выборы на самотёк, в результате чего можно получить совсем непредсказуемого победителя.

Телеграм-канал "Байкальский баклан" несколько дней назад обозначал потенциальных участников кампании 13 сентября, которые даже на старте имеют позиции получше, недели "официальный" кандидат Кремля. Кстати, после публичной критики Кобзева со стороны президента он, может, уже и перестал считаться своей креатурой?!

"Ростех" и Сергей Чемезов, по данным указанного источника, по-прежнему делают ставку на депутата Госдумы Сергея Сокола, который, вроде бы, уже перебрался в Москву. У 50-летнего Сокола интересная биография: сын военного разведчика пошел по карьере дипломата (или все-таки разведчика?), работал в посольствах за рубежом, после возвращения в Россию в начале "нулевых" служил на различных должностях в госструктурах на Таймыре и в Эвенкии. Кстати, Сокол уже "был" врио губернатора Иркутской области после гибели руководителя региона Игоря Есиповского в катастрофе вертолета в 2009 года. Являлся советником главы "Ростехнологий" Сергея Чемезова. В декабре по каким-то причинам принимается решение отправить в регион Кобзева, родившегося и работавшего вообще-то в Воронеже, после чего Сокол и перебрался в Москву. На как резерв – остается.

Сулейман Керимов и его "Полюс Золото" видят губернатором области Андрея Козлова, рассматривается вариант с мэром Бодайбо Евгением Юмашевым, который может быть выдвинут от регионального обкома КПРФ, на крайний случай – самовыдвиженцем. Керимов, говорят, сильно недоволен Кобзевым и его действиями. Насколько это объективная информация, судить не беремся, но то, что грызня в среде местных коммунистов началась нешуточная – чистая правда.

Свою игру, как и много лет назад, ведет на предстоящих выборах иркутский строительный олигарх, депутат Законодательного собрания Александр Битаров. Злые языки утверждают, что в немалой степени деньгам и возможностям этого местного "князька" была обеспечена победа в 2015 году Левченко на выборах, по каким-то причинам строитель решил утопить на выборах официального Ерощенко. И утопил, не просчитав до конца реакции чиновников АП – а там, мягко сказать, оказались не совсем довольны!

Директор Центра политологических исследований при Финансовом университете Павел Салин указывает в беседе с Накануне.RU на новые региональные политические тренды.

"Вообще сегодня развиваются сразу несколько неудобных и негативных сценариев губернаторских кампаний для власти, самый яркий пример мы видим, пожалуй, в Архангельской области и Ненецком округе. Выдвинутая врио Цыбульским идея об объединении регионов не только не смогла стать драйвером его избирательной кампании, но и может осложнить избрание ему самому и уж точно сильно осложняет жизнь его преемнику в округе", – говорит он.

Какое это отношение имеет к Иркутской области? Имеет то отношение, что, как мы чуть ранее указывали, в декабре 2019 года даже в Кремле не все однозначно высказывались за отставку Левченко. Прежние схемы, методы и практики, когда в регион без разговоров присылается очередной "silovik", либо технократ, уже не везде работают и срабатывают. Тем более в Сибири, тем более – в Иркутской области. "Сбоит" в таких регионах все чаще и чаще…

"Область, конечно же, была всегда проблемной для центра, а местная элита чувствовала себя всегда очень самостоятельно. Вспомните того же губернатора Александра Тишанина, с ним никогда не было легко федеральному центру. Если говорить о феномене региональных отделений системных политических партий, то иркутские коммунисты по всем параметрам – самая яркая и мощная ячейка в стране, которая не стесняется огрызаться в адрес старших товарищей в Москве", – указывает Павел Салин.

Для понимания, Тишанин, кстати, уроженец Челябинской области и профессиональный железнодорожник, в свое время прогремел на всю страну, когда в статусе губернатора Иркутской области (с августа 2005 года) выступил против строительства вблизи Байкала ветки нефтепровода "Восточная Сибирь – Тихий океан" (ВСТО). В итоге это привело к серьезному пересмотру схемы и стоимости всего проекта, зато Байкал оказался избавленным от серьезных рисков на долгие годы. Это мы все вспоминаем для того, чтобы показать, какими были в недалеком прошлом губернаторы Иркутской области, с которыми должны были считаться и Путин, и олигархи российского, тем более – местного "разлива".

Говорят, что в декабре одним из выступавших против увольнения Левченко и тем более назначения на его пост Кобзева был тогдашний генпрокурор Юрий Чайка. Последний в случае увольнения видел преемником Левченко не "варяга" Кобзева, а иркутского мэра (сегодня – первый заместитель губернатора области) Дмитрия Бердникова.

чайка юрий яковлевич генеральный прокурор рф(2018)|Фото: Накануне.RU

"Главным оппонентом Игоря Кобзева (на выборах губернатора в сентябре. – прим.) будет… протест", – считает Евгений Минченко, глава холдинга "Минченко Консалтинг". Политолог справедливо указывает, что в условиях пандемии коронавируса и последующих ограничений преимущество осенью будут иметь те кандидаты, которые обладают контролем над СМИ.

"Думаю, что с вероятностью 99% среди кандидатов не будет Сергея Левченко… Иркутская область неоднократно показывала пример, как выигрывал кандидат вообще без узнаваемости и имени, просто кандидат, который не имеет отношения к партии власти", – отмечает он. И напоминает всем известные прецеденты, например, последние прямые выборы мэра Иркутска в марте 2010 года, когда победил мало кому известный тогда Виктор Кондрашов из КПРФ. Из более свежих примеров, если не сказать казусов такого рода – кампания по выборам мэра Усть-Илимска в марте прошлого года, когда победу одерживает 27-летняя домохозяйка Анна Щекина. Которую в партии ЛДПР поспешили объявить "своей" – партбилет у нее действительно был несколько лет.

В общем, протест и еще раз протест вечно недовольных и держащих фигу в кармане для власти иркутян.

"Есть несколько способов не допустить Левченко на выборы в сентябре, – уточнил для нас диспозицию член президиума ЦК КПРФ Сергей Обухов. – Выборы могут быть объявлены очередными, внеочередными и еще какими-нибудь, в последних двух по форме кампаниях экс-губернатор по закону не может участвовать. Надо сказать, что пока нет и единой позиции в президиуме ЦК КПРФ (в Москве, – прим.) по вопросу выдвижения и участия Сергея Левченко в предстоящей кампании как нашего официального кандидата".

Именно ряд ограничений в случае объявления какой-либо чрезвычайщины на выборах может не позволить участвовать в них Левченко.

Павел Салин обратил специально наше внимание на то обстоятельство, что в России по-прежнему действует негласный запрет на участие и тем более попытки влияния руководства крупных ФПГ в политике.

"Я подчеркиваю, что Кремль по-прежнему внимательно следит за политикой в регионах, по-прежнему действует негласная установка для "крупняка" – не лезьте в политику! Сами понимаете, что в случае нарушения этих правил у федерального центра всегда найдутся рычаги воздействия на бизнес и его "капитанов", – подчеркнул собеседник.

Евгений Минченко называет в качестве компромиссной фигуры для участия в выборах губернатора Иркутской области в сентябре от КПРФ экс-депутата регионального ЗакСа Михаила Щапова. Щапов, по мнению эксперта, человек с хорошим потенциалом, в то же время договороспособен. "В случае чего Щапов не пойдет на конфликтный сценарий", – уверен Минченко. Щапов сегодня, кстати, трудится как депутат Госдумы – так что потенциал и определенная лояльность к нему федеральных кураторов в Москве действительно просматривается.

Остается подождать совсем немного и посмотреть, какое решение по Иркутской области вскоре примет Кремль и ответственные лица в Администрации президента. Буквально на текущей и будущей неделях региональным избирательным комиссиям предстоит объявить формально о дате проведения выборов, такова процедура, сделать это необходимо за 90 дней до даты голосования. То есть это 13-16 июня в варианте, когда тянут до последнего. На возможные особенности губернаторской кампании в Иркутской области (когда выборы могут быть объявлены "внеочередными" и перенесены на более ранний или поздний срок), мы сказали.

Ждать осталось немного, тем более что в регионах сегодня, конечно же, озабочены больше проведением голосования по изменениям в Конституцию.

Сергей Левченко(2020)|Фото: kprf.ru



Денис Лузин