Аналитика


Страсти вокруг схиигумена Сергия: попытка раскола и тень попа Гапона?
Общество

Церковный суд Екатеринбургской епархии лишил сана схиигумена Сергия (Николая Романова). Это решение было ожидаемым и закономерным. И, однако, требует ответов на ряд вопросов.

Как сообщало Накануне.RU, на суд, который был перенесен второй раз, схиигумен снова не явился.

Напомним, ранее схиигумен выступил резко против карантинных мер, призвал священноначалие РПЦ сложить полномочия, обвинял государственные власти и сделал ряд других громких заявлений. С позиции Церкви вердикт суда вполне адекватный — лишение суда за нарушение священнической присяги и монашеских обетов. Первое относится к неповиновению священноначалию, второе — к поведению. Дело в том, что схима предполагает максимальное отречение от мира, а о. Сергий стал явно значимой и медийной фигурой, "сеющей соблазн в умах верующих" — эта церковная формулировка относится к высказываниям или действиям, которые могут склонить верующих к заведомо недопустимым для православных христиан поступкам. Поведение группы поддержки хорошо иллюстрирует то влияние, которое о. Сергий оказывает на своих сторонников, занимающих такую же непримиримую позицию, как и он сам.

Замглавы синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе прокомментировал решение суда так:

"Бывший схиигумен Сергий нарушил канонические нормы, полностью проигнорировав предписания правящего архиерея, который благословил его временно воздержаться от публичных выступлений, запретил в служении. Он отказался подчиниться этим законным требованиям... Его проповеди приобрели в последнее время явно политический характер, несовместимый со званием схимника", — цитирует Кипшидзе "Ридус".

При этом церковные каноны допускают неповиновение священноначалию, но только в том случае, если оно исповедует ересь. В данном случае отступление от веры патриарха и других первоиерархов является лишь толкованием самого схиигумена и не разделяется церковным народом.

Поэтому с церковной точки зрения извержение из сана о. Сергия является малозначительным эпизодом. Куда большее значение имеет околоцерковная и даже политическая составляющая, о чем говорит активизация падкой на скандалы Ксении Собчак.

На днях в сети появилось видео "Православные Санкт-Петербурга поддержали отца Сергия с Урала", на котором около 15 человек заявили, что они выступают от лица верующих Санкт-Петербурга. Как пишет "Русская народная линия", которая опросила известных в городе православных общественных деятелей и священнослужителей, никому из опрошенных неизвестен ни один из людей, представленных на видео. Из чего следует, что некие силы решили попытаться раскачать ситуацию. Они призвали "администрацию" РПЦ уйти и созвать поместный собор, который должен решить судьбу Церкви. Налицо желание переворота внутри РПЦ.

Можно не сомневаться, что вся эта история получит продолжение, а схиигумена поддержат либерально настроенные активисты, которые, как выяснится, очень даже православные, "они лишь против РПЦ". Ведь история со Среднеуральским монастырем еще не окончена, и на этой почве с помощью групп поддержки очень вероятны провокации.

Руководитель информационного отдела Екатеринбургской епархии протоиерей Максим Миняйло заявил, что монастырь вернется под управление епархии. Но каким образом, пока неясно. Если в дело вмешается полиция, то протестанты получат дополнительные поводы для разговоров о том, что Церковь сращивается с государством и преследует тех, кто выступает за ее очищение. Поэтому епархия будет пытаться решить вопрос максимально мирно и тихо, чтобы не привлекать дополнительного внимания. Именно на этом конфликте будут играть те, кто хочет раздуть скандал.

Самое печальное для многих православных в этой истории то, что в словах схиигумена действительно есть разумное зерно — чисто церковное, но имеющее государственное значение. Так, он обращал внимание на то, что РПЦ входит во Всемирный совет церквей, цели которого весьма сомнительны (это если выражаться мягко). Однако вместо спокойной позиции о. Сергий предпочел противопоставить себя Церкви и уйти в раскол.

Случай схиигумена Сергия напоминает историю начала ХХ века с леворадикальным попом Георгием Гапоном, подстрекавшим к протестам, забастовкам и отчасти спровоцировавшим Кровавое воскресенье 9 января 1905 года. Сейчас, кажется, такой опасности нет, но заинтересованность некоторых политических сил в таком развитии событий определенно имеется. А значит, случай о. Сергия представляет потенциальную опасность для Российского государства. Причем вовсе не его позицией, а теми провокациями, которые вокруг этого могут быть организованы.

Пока же полиции предстоит выяснить, были ли факты жестокого обращения с детьми в монастыре, которым руководил о. Сергий. От этого расследования многое зависит. В конце концов, в Екатеринбургской епархии уже был скандал, связанный с растлением малолетних. И, что интересно, гремел он во времена, когда архиепископом был Викентий, который и рукополагал иеродиакона Сергия в сан пресвитера, хотя тот имел каноническое препятствие — судимость за убийство, за которое он отсидел 13 лет.

Пока же внимание, прикованное к этому случаю, свидетельствует о том, что церковная составляющая тут не является главной.

Церковный суд по делу схиигумена Сергия(2020)|Фото: Накануне.RU



Евгений Чернышёв