Аналитика


Пока в США жестко подавляют протесты, Китай рассуждает о двойных стандартах и цитирует Ленина
Общество | За рубежом

Полицейская жестокость и даже немотивированные убийства при задержаниях в США давно не секрет. Однако гибель чернокожего Джорджа Флойда спровоцировала массовую волну протестов, вылившуюся в памятникопад и кампанию всеобщего покаяния. С проблемами в Штатах уже давно сталкиваются и представители китайской диаспоры. В КНР говорят, что жизни китайцев тоже имеют значение, и вспоминают при этом работы Ленина. Подробности — в материале Накануне.RU.

Волна протестов достигла уже каждого уголка американского общества. Даже китайцы, традиционно живущие достаточно замкнуто, оказались вовлечены во всё происходящее. Отношение к кампании BLM раскололо китайскую диаспору — молодёжь активно участвует в протестных акциях, тогда как люди старшего поколения часто полагают, что им "промыли мозги либеральной пропагандой". Многие китайские магазины не идут на то, чтобы размещать у себя символику BLM.

Как отмечает издание Global Times, пока в Соединённых Штатах повсеместно осуждают дискриминацию афроамериканцев, президент Дональд Трамп не перестаёт делать громкие заявления с национальным оттенком — называет COVID-19 "китайским" вирусом, а в начале эпидемии уроженцы КНР, носившие для безопасности маски, подвергались нападкам, угрозам и оскорблениям. "Вирусами" часто называли их самих.

Но тут следует напомнить, что китайцы, живущие в Америке, сталкивались с необоснованной жестокостью в свой адрес и задолго до пандемии. В восьмидесятых годах на автозаводе в Детройте белыми коллегами был убит рабочий Винсент Чин. Его сочли японцем и решили таким образом отреагировать на угрозу со стороны японских производителей.

Позже, с ростом иммиграции, китайцы стали всё чаще выбираться из чайна-таунов и вести бизнес в традиционно чёрных кварталах, а в начале нового тысячелетия неоднократно имели место культурные разногласия и даже несколько убийств выходцев из Поднебесной.

"В Америке с её зацикленностью на расовых проблемах мы часто не имеем возможности рассмотреть точку зрения друг друга до того, как нас втягивают в расовый конфликт с заранее сформированными стереотипами. Такая предрасположенность лишь усиливает напряжённость", — рассказывают они.

Вичат-канал марксистского клуба "Искра" "Шугуань шэлунь" вспомнил в этой связи работы Ленина (вероятно, "Русские и негры" из 22-го тома собрания сочинений), где Владимир Ильич проводил параллели между отменой рабства в США и крепостного права в России. Последнее произошло сверху, тогда как негры освободились менее "реформаторским" путём. "... теперь, полвека спустя, на русских осталось гораздо больше следов рабства, чем на неграх", — отмечал в этой работе вождь мирового пролетариата. Как отмечают авторы публикации, чернокожее население США сталкивается с двойным угнетением — "эксплуатацией со стороны капиталистов и расовым, которого не испытывают белые". В результате новым низовым движением чернокожие могут добиться дальнейшего своего освобождения.

Но BLM стал лишь следствием множества проблем в американском обществе, где сейчас донельзя обострились противоречия между штатами и федеральной властью, между двумя партиями и государством, между государством и обществом. Структурные противоречия вырываются из конституционной системы. Экономика также не может погасить проблемы, возникшие в политических институтах. В настоящее время, как считает китайская "Искра", уже можно говорить о структурном конституционном кризисе в США.

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Накануне.RU

Бывший руководитель администрации Гонконга Лян Чжэньин, на время работы которого пришлась "революция зонтиков", увидел в происходящем в США немало общего с событиями осени 2014-го года. Однако, по его мнению, нынешние протесты в Америке гораздо более спонтанные и хуже организованные.

"У протестующих нет шлемов, противогазов, раций, нет завода по производству "коктейлей Молотова", нет фонда 612 и наличных расчётов на месте, нет множества журналистов-любителей, медицинских бригад и даже единой атрибутики вроде зонтиков", — отметил Лян Чжэньин.

По его мнению, теперь совершено невозможно думать, будто бунты в Гонконге проходили без какого-то тайного вмешательства. Но если США постоянно осуждают власти Гонконга за подавление беспорядков, то у себя дома Трамп ничтоже сумняшеся бросил силовиков разгонять неподготовленный бунт обывателей, возмущённых жестоким убийством американского гражданина. Бывший гонконгский градоначальник назвал это ярким проявлением двойных стандартов.

В китайских соцсетях также отмечают, что в США, в отличие от Гонконга и от любого другого места в Китае, много огнестрельного оружия на руках у населения. Однако перестрелок нет, вероятно потому, что народ действительно хочет протестовать мирно, либо под прикрытием массовых акций действуют не настроенные идеологически мародёры. Часть пользователей подчёркивает, что хотя в Штатах можно иметь оружие, законодатели предлагали запретить рядовым американцам иметь средства защиты — такие как бронежилеты или пуленепробиваемые щиты. И несмотря на то, что поборники разрешения огнестрела заявляют, будто оружие — способ гражданина защититься от правительства, нынешняя ситуация показала, что в случае массового недовольства это скорее помеха. Без средств защиты в перестрелке протестующие лишь понесли бы большие потери. В итоге разрешение гражданским лицам иметь оружие на деле оказывается лишь оправданием для полиции, чтобы убивать других людей.

Протесты в США ещё раз показывают, что несмотря на заявления, будто сейчас на всей планете установился капитализм, который "более продвинутый и цивилизованный", американское устройство общества, государства и в частности правоохранительных органов сильно отличается в худшую сторону от "деспотичного" китайского. Обвинения других стран в нарушении прав человека для США оказались простым лицемерием, и в самих США легко прибегают к насилию, когда речь заходит о защите государственной безопасности. Очевидно, что американский способ реагирования на этот вызов оказался не самым лучшим, и страна столкнулась с большими трудностями.



Павел Мартынов