Аналитика


Несмотря на поправки: в законе обнаружили лазейку для уступки Курил
Политика | Дальневосточный ФО | В России

В Госдуме началось рассмотрение законопроектов, обеспечивающих свежепринятые поправки в Конституцию. Как передает корреспондент Накануне.RU, почин этому делу положило внесение поправок в закон о противодействии экстремистской деятельности. Так, к экстремизму предлагается приравнять призывы к отчуждению или расчленению территории страны.

Защита рубежей Отечества — миссия благородная, однако первое чтение оставило немало вопросов и вылилось в бурную дискуссию о наследии Советского Союза и КПСС.

Во-первых, сохраняется оговорка об исключениях при передаче территорий для случаев демаркации и делимитации границ. Депутат от фракции КПРФ Алексей Куринный поинтересовался, не останется ли в таком случае лазейка для передачи Южных Курил Японии. Депутат напомнил, что в 2004 и 2010 годах часть российских территорий была в процессе установления границ передана Китаю и Норвегии. Сейчас, как хорошо известно, Страна восходящего Солнца настаивает на подписании мирного договора с Россией, но в качестве условия говорит о необходимости передачи ей "северных территорий", то есть российских островов южной Курильской гряды.

Выступавший с докладом по законопроекту Павел Крашенинников особой ясности в этот вопрос не внёс. "Отчуждение островов невозможно. Общий подход теперь другой. Мы впервые в истории нашей страны устанавливаем такое ограничение, и даже если официальное лицо начнёт обсуждать отчуждение территорий, будет налагаться ответственность. Это будут технические мероприятия при соглашениях между государствами", — уточнил он.

Но осталось непонятным, будет ли ждать ответственность каких-то российских чиновников, если вдруг они захотят обсудить вопрос о передаче островов с японскими коллегами – ведь с одной стороны это отчуждение территорий, а с другой — техническая процедура при установлении границы с соседним государством.

Спикер Госдумы Вячеслав Володин также не смог разрешить ситуацию, но выступил очень эмоционально, обрушившись с критикой на КПСС. Он попросил у Алексея Куринного назвать точные наименования соглашений с Норвегией, и когда депутат с ходу не смог этого сделать, обрушился с обличительной тирадой.

"Меньше слов — меньше срок, мы сами сейчас на себя наговариваем… те, кто сейчас пытается камни кидать в Конституцию, вы несёте ответственность за это, взяв на себя бремя наследников КПСС… А здесь сейчас пытаются размывать. Что сказал президент про уши осла, пусть ждут те, кто мечтают", — звучало в несвязной речи спикера.

"Партийная бюрократия предала идеалы марксизма-ленинизма и страну и вот к каким результатам это привело", — продолжал он собравшись, хотя доселе, пожалуй, было невозможно представить себе Володина, обвиняющего Компартию в отходе от ленинских идеалов.

Впрочем, напоминание о передаче части территорий Норвегии уже в новейшей истории без всяких коммунистов оказалось не голословным, и депутаты нашли Договор между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане от 2010 года, который Дума ратифицировала в 2011 году. А согласно этому документу, Россия уступила Норвегии 80 тыс. кв. км своей акватории в Баренцевом море.

Со стороны "единоросов" продолжились нападки на КПСС и обвинения в развале Советского Союза. Алексей Куринный в очередной раз напомнил, что Южные Курилы — это территория РФ, что должно быть закреплено. "Эту лазейку мы должны закрыть и ко второму чтению убрать возможность отчуждения под какими бы то ни было благими предлогами", — подчеркнул депутат.

Вариант, предложенный в первом чтении, похоже, предполагает и санкции в отношении зарубежных политиков. Когда дискуссия коснулась Крыма, спикер упомянул, что наказание ждёт тех, кто оспорит территориальную целостность России "и на Украине, и в Прибалтике, и в США". В случае с Курилами, получается, что преследованию в России может подвергнуться практически любой японский политик.

Остается надеяться, что ко второму чтению недомолвки в законе будут устранены, требования к защите территориальной целостности будут сформулированы более чётко и все возможные варианты для передачи территорий будут закрыты.



Павел Мартынов