Аналитика


"Слабая подготовка, дистант и жара". Преподаватель – о причинах слез учеников на ЕГЭ по химии
Образование | Свердловская область | Уральский ФО | В России

Для многих выпускников, сдававших ЕГЭ по химии в прошлый четверг, экзамен показался слишком сложным, а формулировка даже в тестовой части заданий чересчур запутанной. Пожалуй, произошедшее грозит стать главным скандалом при проведении ЕГЭ в этом году, ведь по итогам появились массовые петиции в сети, которые подписали уже более 55 тыс. человек. Однако Светлана Берсенева, учитель химии и заместитель директора екатеринбургской МБОУ гимназии №5, рассказала Накануне.RU, что экзамен по этому предмету никогда не был легким, а причиной провала школьников являются слабый уровень самоподготовки и аномально жаркая погода в день сдачи.

Как отмечает преподаватель, выбирая химию для сдачи ЕГЭ, дети изначально должны себя настраивать на то, что школьной программы для успеха не хватит. Даже с первой тестовой частью иногда возникают проблемы, а предугадать, что попадется в последующих, крайне тяжело. Именно поэтому в таких случаях необходимо использовать логику.

"Конечно, может попасться такое соединение, которое в школе не изучалось, но здесь нужно по аналогии мыслить. В такой ситуации ребенок может интуитивно дойти до истины. Да, может и испугаться, все бывает, но в этом году все еще усложняется и погодными условиями. Но те, кто выбрали химию, изначально понимали, что школьного курса мало: это либо дополнительные задания, которые они решают самостоятельно, либо репетиторские курсы. Экзамен по химии никогда не был простым в формате ЕГЭ, его всегда было трудно сдавать", рассказывает Светлана Берсенева.

При этом, на результатах сказывается и общая система подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ. По словам педагога, и года изучения химии будет мало, сейчас же профильные классы занимаются всего четыре часа в неделю, не говоря уже об учениках других направлений, у которых химия всего раз в неделю.

"Один час это просто обзор темы. 35 часов в году это ни о чем, заявляет замдиректора гимназии. Ко всему прочему для сдачи ЕГЭ необходимо иметь хорошее пособие, которое раскрывает разные вариации заданий со всеми "исключениями". Если ты по факту их встретил в книге, то и на экзамене вспомнишь. Но если ты на это не натыкался, задача будет казаться для тебя чем-то диким, и даже если ты размышлял и написал, ты мог не попасть туда, куда следует. В химии таких тонкостей очень много", говорит она.

"Ты всегда можешь проверить себя: включай демоверсию, никуда не подглядывай и решай. Но, с другой стороны, ты никогда не можешь угадать, какой уровень тебе попадется на экзамене. В этом и заключаются тонкости, поэтому ребенок постоянно должен держать у себя книги высшей школы. Читать, заниматься, углубляться, и если он разбирается в этой системе, то и в стрессовой ситуации все равно где-то зацепится за свои знания. Вспомнит, что видел где-то подобную реакцию и решит задачу логически", полагает она.

Проблема сдачи ЕГЭ заключается и в самой процедуре, предусматривающей нахождение ребенка один на один с листом бумаги. Как вспоминает Светлана Берсенева, сдавая экзамен человеку, можно было интуитивно по голосу или жестам понять, где совершил ошибку и в какую сторону нужно двигаться. Сейчас же дети не только столкнулись с новыми формулировками, что как минимум вгоняло в ступор, но и с аномальной жарой, которая просто не позволила сосредоточиться.

Проверка к сдаче ЕГЭ(2020)|Фото: Департамент информационной политики Свердловской области

Что касается самих заданий, на которые так сетуют выпускники и их родители, то как правило они создаются преподавателями и аспирантами вузов, искренне влюбленными в свою работу. Единственной причиной составления таких сложных задач для ЕГЭ, по мнению Светланы Берсеневой, является желание составителей иметь в стенах вуза студентов с хорошими знаниями, на которые в дальнейшем можно будет наложить более сложный материал. Для них это поиск детей с более острым и непредсказуемым умом.

"Никто почему-то не думает, что этим детям потом идти и в медицинскую академию, по направлению химической технологии, в химфак УрФУ: для всего этого нужны очень крепкие базовые знания и набирать нужно минимум 70 баллов. Задачи, которые идут в последней части, всегда были непростыми", говорит преподаватель.

Из шести сдающих выпускников Светланы Берсеневой, сразу же после экзамена ей отписались двое, еще одного она встретила на пункте сдачи экзамена по биологии на следующий день. Все утверждали о "земной" тестовой части. С последующими задачами дети справились по-разному: кто-то сумел решить только некоторые, а кто-то – все, и даже успел несколько раз перепроверить. В одном выпускники были согласны: времени на написание экзамена было достаточно.

Рассказы учеников коллег Светланы Берсеневой тоже были самыми разными они говорят, что на неутешительные результаты могло повлиять дистанционное образование, с которым столкнулись учащиеся в последние два месяца текущего учебного года.

Как говорит педагог, онлайн-формат стал для выпускников как возможностью заниматься подготовкой к экзаменам в тихой и спокойной обстановке, так и еще одной причиной отдохнуть от учебы. При этом, как утверждает она, сама по себе "дистанционка", если подходить к ней добросовестно, ни в коем случае не могла повлиять на снижение результатов ЕГЭ в принципе, поскольку учителя всегда были на связи, а последние два месяца даже в традиционной школьной программе служат лишь для закрепления материала и отработки проблемных частей.

"Даже по опыту своих учеников могу сказать, что были дети, которые на форме дистанционного обучения подтянулись, а если ученик был ленив, то и отдохнул и в этот период, несильно себя нагружал, заявляет Светлана Берсенева. Отличники само собой понятно: они шли вперед и вперед идут, но есть и лентяи. Кто-то задумался о собственных возможностях и сильно подтянул свой уровень, а кто-то находил отговорки и просто понадеялся на удачу. Но я не думаю, что для всех 11-классников это сыграло в минус: все зависело от желания каждого. Все-таки большинство из ребят работало в спокойном ритме, высыпались, что не менее важно. Но в большей степени это не подкосило детей, и результаты ЕГЭ в минус уйти не должны из-за этого".

Напомним, в Рособрнадзоре заявили, что готовы обсуждать результаты ЕГЭ по химии только после того, как станут известны результаты экзамена.



Полина Борисенко