Аналитика


От переполненных пляжей Балтики до вулканов Камчатки: как путешествуют россияне в пандемию
Общество | СЗФО | Сибирский ФО | Дальневосточный ФО | В России

В этом году жителям России доступен в основном отдых внутри страны. Сейчас открыты 67 регионов, они могут предложить гостям различные виды отдыха: традиционный пляжный, оздоровительный, активный и экстремальный. Чем готовы удивлять путешественников от Калининграда до Камчатки – в материале Накануне.RU.

Мириться с закрытыми границами приходится не только взыскательным российским туристам, привыкшим к комфорту и качественному сервису. Ростуризм оценил объем недополученных российским турбизнесом доходов в этом году в 1,5 трлн руб. Вклад отрасли в ВВП страны – 3,9%. В этом году восполнить его придется целиком за счет внутреннего туризма. Турагентам, отельерам и экскурсоводам придется потрудиться, чтобы удивить сограждан.

Человек XXI века – это человек путешествующий, отметил председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев.

"Человек XXI века не может жить без туризма. Для очень многих поехать куда-то необходимая часть жизни, чтобы перезагрузиться и начать по-новому работать", сказал Корнеев на отраслевом круглом столе по информационной поддержке российских туристических направлений и маршрутов в условиях постепенного снятия ограничительных мер, введенных из-за пандемии коронавируса.

Он назвал Санкт-Петербург международным Travel hub'ом (центром интереса).

"У нас есть высокая кухня, высокий туризм. Туристы восхищаются. Выходят на Дворцовую площадь и стоят, с очень хорошим выражением. Иностранцы, один раз увидев Санкт-Петербург, уже никогда не вспомнят о России плохо", уверен председатель комитета по развитию туризма культурной столицы.

Туризм приносит 4,5% в ВРП Санкт-Петербурга, что сравнимо со строительной отраслью. В прошлом году иностранные туристы принесли городу 3,14 млрд долларов.

"Может, кризис для того и нужен был, чтобы посмотреть на это по-новому. Кризис начался, и мы увидели, как страдают бюджеты, экономика города. Как только прекратился международный туризм, туристы стали более требовательны к качеству и разнообразию туристских продуктов", размышляет Корнеев.

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Накануне.RU

В этом году к требованиям туристов добавилась и безопасность.

"Мы понимаем, что сейчас в вирусном мире люди очень сильно хотят поехать путешествовать и готовы сорваться с места после самоизоляции. Но при этом у многих семейные бюджеты очень сильно пострадали в период локдауна. Некоторые еще сидят и думают, как поехать и сделать это безопасно", – говорит он.

С мая петербургские предприниматели начали получать специальный QR-код. Отсканировав его, потребитель может узнать, какие меры принимает компания для ведения безопасной деятельности в период пандемии, и оставить отзыв, выполняет ли организация эти меры.

Из-за пандемии в Калининградской области пришлось отменить массовые мероприятия, на которые власти делали ставку при продвижении туристической привлекательности региона. Впрочем, некоторые из них, например, кинофестиваль "Балтийские дебюты" удалось перенести в онлайн. То же самое сделали и с экскурсиями по городу.

"Вчера мы делали ТикТок-экскурсию по городу. Аудитория, конечно, несопоставима с любым офлайновым мероприятием, потому что буквально за пару минут желающие присоединиться к нашей экскурсии обвалили все возможные ресурсы!" – поделился министр по культуре и туризму Калининградской области Андрей Ермак.

В остальном пандемия несильно ударила по турбизнесу в регионе, скорее напротив – только подхлестнула работу по имеющимся наработкам.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

"Загрузка отелей у нас на уровне 2018 г. в самый пик Чемпионата мира по футболу. У нас на побережье бронирования на уровне 98-99%, в Калининграде – 92-93%. Сейчас забронировать более чем на трое суток номер совершенно невозможно, потому что все уже выкуплено на июль-август и частично заходит на сентябрь. Мы прирастаем серьезными темпами. Два пляжа с голубыми флагами всегда заполнены, все наши курорты полностью забиты", – рассказал Андрей Ермак.

Осенью Калининградская область планирует использовать опыт Татарстана и запустить акцию 2+1, когда третью ночь в отеле турист получает бесплатно, а в довесок – скидку 25% на питание в ресторане.

Оздоровительный отдых в наши дни не так востребован, как того заслуживает, считает заместитель генерального директора по стратегическому развитию курорта "Белокуриха" в Алтайском крае Олег Акимов. Сегодня "Белокуриха", богатая своими термальными водами, лечебными грязями и чистым воздухом, заполнена только на 70-80%.

"Эти полезные ресурсы не полностью востребованы в России. В советское время десятки миллионов человек лечились на курортах очень эффективно, а сейчас в несколько раз меньше, – вспоминает Акимов. – А ресурсы-то остались, осталась наука, методики. Санаторно-курортное лечение – это одно из направлений, по которому России можно выйти из кризиса".

До пандемии заполняемость курорта летом составляла 120%, теперь же люди осторожничают, избегают скопления людей.

Гости Краснодарского края, судя по фото морских побережий в социальных сетях, купаться и загорать хотят больше, чем держать социальную дистанцию. Немало фотографий и с Красной поляны, где запечатлены огромные очереди на подъемники, ведущие на горные вершины.

Пляж в Анапе(2020)|Фото: instagram.com/anapacity_com

Директор по стратегическому развитию курорта "Красная поляна" в Сочи Ольга Филипенкова поясняла, что очереди возникают из-за соблюдения мер безопасности.

"Если в нормальной обстановке мы сажали восемь человек в одну кабинку, то сейчас либо двоих, либо если это семья", – рассказала она.

Из-за пандемии пришлось изменить и формат шведского стола в отелях: теперь гости вместо того, чтобы самим накладывать себе в тарелку понравившиеся блюда, должны просить об этом повара.

"Гости относятся к ограничениям с пониманием", – заверила Ольга Филипенкова.

Самый необычный формат отдыха предлагает Камчатский край: вертолетные экскурсии к жерлам вулканов, гейзерам, серфинг, сплавы, рыбалку.

В этом году Камчаткой заинтересовалось большее количество туроператоров, об этом рассказала врио руководителя агентства по туризму и внешним связям Камчатского края Елена Лассаль.

"Мы думали, что из-за пандемии и резкого падения в отрасли у нас возникнет резкое падение показателя, но тем не менее за последние полгода мы увидели увеличение количества туроператоров. Возможно, у них за время простоя была возможность подготовить документы, а возможно, это связано с повышенным интересом малого и среднего бизнеса, отсутствием входных барьеров при оформлении документов и ростом турпотока. Туризм на Камчатке – это перспективное направление. Сегодня кризис есть, завтра он уже закончился", – оптимистично заметила Лассаль.

В прошлом году на Камчатке почти вдвое выросло количество иностранных туристов. В этом году край лишился этих гостей, но готов переориентировать отрасль на внутренний турпоток.



Анна Смирнова