Аналитика


"Бомба Путина под РФ" — у нас не Украина?
Общество | В России

Первая часть — "Парадоксы имперской демократии".

Продолжение.

Как надоели сказки про цивилизованную заграницу и американский сленг в языке российских политиков! Где и для чего мы живем в своей стране? Откуда возбуждается в обществе страсть к прорывам и радикальным переменам вдогонку всяким "англичанам, которые ружья кирпичом не чистят"? Разве мы, как нация и как цивилизация, не самодостаточны?

Поместные и вселенские соборы в России существовали издревле. На них решались назревшие судьбоносные проблемы без революций. Это история нашей русской демократии, но нынешние демократы без западных шпаргалок и революционной крамолы не живут.

О революции и государстве

Всем известно, что революции происходят тогда, когда "верхи не могут, а низы не хотят". А также "революция тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться". В СССР был не только культ Ленина и Сталина, но и культ революций. Кроме социалистической революции, страна переживала ряд других революций в науке, культуре, искусстве, образовании… Привыкли к революционной пропаганде и риторике. Может, поэтому слово революция у нас произносится так легко и всуе?

Революция это то, что происходит вопреки эволюции и в русском переводе означает переворот. Есть кроме того еще и "бунт бессмысленный и беспощадный". И то и другое вписывается в общественную эволюцию, как ее эпизоды со своей историей, причинами и последствиями, движущими силами, идеологией.

Отличаются ли эти два понятия по существу? Да, отличаются и, в первую очередь, идеологией и политической целью, качеством лидеров, их политической состоятельностью. Бунт можно считать одним из этапов революции. Оба понятия чреваты расколом общества и кровопролитием. За справедливость, конечно.

Возможна ли революция в России, о которой много говорят? Так она уже произошла в виде контрреволюции по отношению к Великой Октябрьской социалистической революции. Только ее называют перестройкой, а также антисоветским или конституционным переворотом в зависимости от контекста темы и привязки к конкретному событию.

Возможен ли обратный процесс, как восстановление социальной справедливости? Возможен. Но только в том случае, если появится соответствующая массовая организация, то есть политическая партия с программой действий, опирающаяся на классовую волю народа в достижении такой цели, а сама цель будет сформулирована и воспринята обществом.

Нынешняя капиталистическая Россия переживает экономический и политический кризис. Правительство принимает меры, чтобы стабилизировать общество. Конституционные поправки — одна из таких мер. Но сравнивать ситуацию в наше время с периодом 1905-1917 годов даже с большой натяжкой нельзя.

1917, Октябрьская Социалистическая революция, Ленин, апрельские тезисы, Владимир Ильич(2017)|Фото: diletant.media

Бунтарей у нас хватает, но народ уже другой и научен горьким опытом перестройки с ускорением под мировой порядок. Вождям уже веры нет. Деклассированное общество потребителей неспособно создать политическую организацию революционного толка. Поэтому тема революции в РФ пустая. А вот бунтарские настроения реальные. Да и бывает ли революция универсальной, справедливой для всех? Все революции происходят в столицах, а для регионов они оборачиваются разрухой и растерянностью.

К тому же власть провозгласила социальную ориентацию экономики РФ. Как говорится, государство предназначено не для того, чтобы построить рай на земле, а для того, чтобы не допустить ад. Вот тут у нас непаханое поле для теоретических изысканий и практики государственного строительства и экономических реформ. Была бы на то воля. Кому выгодна революция?

От революций надо переключить внимание на законы эволюции. Прежде всего, для РФ важна тема закономерности распада империй. Почему у империй прошлого было достаточно сил на расширение территорий, но сил не было для их самосохранения? Россия застрахована навеки от такой судьбы? Политологи и эксперты, толкующие речи политиков, пока не дают ответа на эти вопросы.

Исследуя закономерности эволюции государства, можно и нужно прогнозировать эволюционные процессы и корректировать их ход так, чтобы не допустить в государстве опасных социально-политических напряжений. А они имеют материальные причины. По тем же материальным причинам исчезают государственные границы по мере глобализации финансовых интересов.

По тем же причинам объективно формируется мировая финансовая империя или империя денег, поглощающая и упраздняющая государства. Мировые банки являются заказчиками так называемой цифровой экономики и цифровой системы управления мировым сообществом, внедрения в административное управление и полицейский учет искусственного интеллекта. Заказчикам так выгодно.

Эти же причины порождают конфликты между метрополией и провинциями, то есть внутри властных структур федерации и ее субъектов, или внутренние конфликты всей системы власти, говоря другими словами.

Чтобы сохранить любимую империю Россию с ее ресурсами для потомков, надо уже сейчас решить ряд проблем идеологического характера. Например, определиться с понятиями нация и национальное достояние, общенациональная идея. Ресурсы территорий по правовому статусу должны быть заложены в основу самоуправления и развития регионов, а не принадлежать "эффективным менеджерам" и "свободному бизнесу".

В этом плане административная реформа, начатая президентом Путиным двадцать лет назад, не завершена. Эта незавершенность — "бомба Путина под РФ" аналогично "бомбе Ленина под СССР", как назвал сам Путин ленинскую национальную политику, а по сути межэтнический компромисс национальных элит.

Насущной задачей для РФ является развитие коммуникаций и внутреннего рынка самой РФ, то есть межрегиональных технологических и торговых связей, как это было в СССР в эпоху советских реформ. По сути, в этой области речь идет даже не о развитии, а о восстановлении разрушенных перестройкой экономических основ федерального государства и рынка на постсоветском пространстве.

Владимир Путин(2020)|Фото: youtube.com/Рупор Москвы

Самоуправление регионов это не обособление региональной власти, а разумная передача полномочий и ответственности столичных ведомств в регионы с одновременным сокращением бюрократических инстанций, другими словами, устранение бюрократических препон в реализации местных инициатив.

Сама по себе идея федерализма заключается в том, что федеральное правительство существует в интересах субъектов федерации или союза, а не наоборот. Только при этих условиях имперская метрополия и сама империя будут нужны ее провинциям. В противном случае данники империи захотят свободы от "имперского ига". За этим пристально следят заклятые западные "партнеры", чтобы выгодно использовать ситуацию. Да и восточные тоже. Конкуренцию никто не отменял и благородные правила не устанавливал.

Америка для России не образец для подражания. У нас есть своя положительная региональная практика, которую надо изучать и использовать. Историческая практика России гораздо богаче американской, в том числе в самоуправлении городов и земель.

Каждый регион РФ уникален и для успешного его развития требуется такой же уникальный перспективный план мер по его обеспечению. Зачем нам догонять Америку, теряющую государственную перспективу? Надо учиться друг у друга, не абсолютизируя чужой заграничный опыт, а разумно применяя его себе на пользу.

Пример не для подражания

Москва — тоже особый регион со своей спецификой. Её специфика заключается в том, что она тиражирует в России то, что не следует повторять другим регионам. Например, при территориальном расширении Москвы в 2,4 раза в 2012 году была провозглашена странная концепция градостроительства: будущее принадлежит обширным городским агломерациям, состоящим из округов-мегаполисов, а в организации труда на периферии будет преобладать вахтовый метод. Откуда такая уверенность?

Эта концепция стала распространяться на другие административно-промышленные центры России. Московская агломерация уже занимает пространство на протяжении 100 км от МКАД. Что произойдет дальше? Московские проблемы с мусором и транспортом исчезнут или усугубятся? Куда будут девать покойников? Утилизировать их тела, как уже экспериментируют в Америке?

Москва(2020)|Фото: Накануне.RU

Дело в том, что большие города-казармы для трудовых ресурсов, то есть для населения, содержать просто-напросто дешевле, чем малые города, села и деревни с тем же бытовым стандартным и минимизированным комфортом. Это расчет финансовой целесообразности, направленный на оптимизацию "непрофильных расходов" подконтрольных мировым банкам государств, они же социальные расходы. Хозяева денег выстраивают мир под свою прибыль и внедряют подобные концепции под видом научных прогнозов и трендов.

Для России с огромной территорией, особенно освоенной и заселенной в новой истории, это очень опасная тенденция. Городские агломерации, катастрофичные сами по себе, стимулируют миграцию населения и депопуляцию ранее освоенных земель. А это приведет к потере ресурсов. Кроме того, вахтовый метод допускает наем более дешевых рабочих-иммигрантов. Роботизация внесет свои негативные коррективы в жизнь населения агломераций-казарм.

Да и что считать комфортом? Только бытовые удобства? Состоятельные люди предпочитают особняки в сельской местности и в окружении природы городским квартирам в тесноте небоскребов и высоток. Городской стресс губителен для душевного здоровья. Создать бытовой комфорт в любом месте давно не проблема.

В перестройку опустели не только деревни и поселки, но и малые города. Земельная реформа и все та же "оптимизация" государствообразующих промышленных предприятий оставили многих селян и горожан без средств к существованию. Зато появились фермеры и бизнесмены, как в Америке.

Деревня всегда была опорой России. Агрохолдинги на основе колхозов и совхозов в РФ оказались рентабельнее частных ферм и личных усадебных подворий. Инфраструктура и промышленность по переработке сельхозпродукции осталась прежней, ориентированной на крупнотоварные поставки сырья от производителей. То же касается системы финансирования сельского хозяйства. Куда податься бедному крестьянину, ставшему давно сельским наемным рабочим, утратившим крестьянскую хозяйскую хватку после отмены сословий? Покинуть свой дом и перебраться в агломерацию, изменив образ жизни, — другого выхода нет.

В заключение предлагаю политический анекдот на американскую тему с намеком. Некий эксперт на ТВ, вернувшись из Америки от родственников, восхищался: "Американцы живут очень богато — они там за все платят долларами. И они очень умные — все хорошо говорят на английском. Демократия американцев на высоком уровне — полицейские и чиновники на коленях извиняются перед народом". В ответ прозвучало: "У нас в незалэжной тоже так було".

Будем догонять Америку или многострадальную незалэжную сестру?

Григорий ВАНИН