Аналитика


Совсем КИКнулись
Экономика | В России

Бизнес продолжает выводить ударными темпами деньги из-за страны даже на фоне падения цен на энергоносители и ухудшения ситуации с наполняемостью региональных бюджетов.

Частный экономический сектор российской экономики вывез по итогам января – июля 2020 года почти 39 млрд долларов США (38,9 млрд, если быть точнее), следует из отчета Центробанка. Деньги утекают в западные юрисдикции, несмотря на обострения отношений с тем самым "коллективным" Западом.

Создание двух собственных "офшорных" зон в России в Калининграде и на Дальнем Востоке все больше напоминает некий курьез, чем реальную попытку хоть как-то приостановить бегство капитала из страны или хотя бы регулировать процессы.

На этом фоне как о победе и суверенизации экономики подаются новости об отмене налогового соглашения России с Кипром.

Что это значит и каковы реальные тенденции?

Патриоты офшоров

По оценке ЦБ России, отток капитала за семь месяцев текущего года вырос сразу на 53,1% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. Утекающие из страны деньги и желание их, как выражаются в народе, "заныкать" российскими владельцами можно осуждать, но факт остается фактом. Даже призывы с самого верха, то есть от президента, возвращать капиталы в страну и подпитывать ими российскую экономику, пропадают втуне.

Кстати, и о самом отношении Владимира Путина к вывозу капитала из страны тоже нельзя сказать однозначно, что он воспринимает это как-то сильно отрицательно. Скорее отношение у гаранта Конституции к данному проблеме философское, если не философическое – ну, перегнали на Запад деньги, ну, потом уже оттуда какую-то часть пригнали обратно.

Если вы считаете, что мы что-то выдумаем, либо фантазируем, пересмотрите соответствующий фрагмент фильма "20 вопросов Владимиру Путину", который демонстрировался на ТВ весной нынешнего года.

"Отток капитала имеет место быть, это совершенно очевидно. Но в разные годы это было по-разному", – ответил Путин, отвечая на данный вопрос. Добавив, что отток капитала – это "естественный процесс", а в целом его, отток, нужно оценивать в незначительные суммы в последнее время, учитывая, сколько "притекло" денег в страну за тот же период.

Владимир Путин(2020)|Фото: пресс-служба Кремля / Kremlin.ru

В общем, по словам президента, никакой трагедии нет, бизнесу так удобнее и спокойнее. Там же Путин вспомнил, что в начале 2000-х сумма инвестиций в страну равнялась примерно 1 млрд долларов, а сейчас "прямых инвестиций у нас свыше 540 млрд". Это слова президента, как он считал, за какой период, как учитывалась инфляция доллара за минувшие двадцать лет – все вопросы следует задавать ему. Или в Минфин.

Не сказать, чтобы в словах Путина было что-то поощрительное, но и серьезного порицания сложившейся практики, как видим, нет.

Для полноты картины отметим, что, по данным ТАСС, отток капитала в 2018 году (не очень удачном для бизнеса) равнялся 63 млрд, в 2019 году – 26,7 млрд долларов. Цифры официальные и сделаны в условиях критического падения мировых цен на энергоносители, основной триггер притока валюты в Россию.

И еще просто для сравнения и контраста: в "кризисном" 2015 году из России "сбежало" вообще порядка 115 млрд долларов, так что Путин, похоже, не особенно и лукавит, когда говорит о том, что "немного" денег вывезли за последнее время.

Но это не заслуга российских властей, а объективная реальность – сокращается кормовая база и прятать поэтому приходится меньше, если вообще деньги остаются.

"Подайте на горячее питание"

"У 37 из 85 субъектов Российской Федерации остатки средств в кассе, на банковских депозитах и счетах в казначействе, в начале года составляли менее 5% от их налоговых и неналоговых доходов в 2019 году", – подсчитал Никита Кричевский, доктор экономических наук, профессор.

По его же данным, у 43% регионов "денежная подушка" покрывает меньше месяца бюджетных расходов, а у каждого седьмого региона её (подушки, то есть) хватит меньше, чем на неделю.

Кричевский утверждает на основе собственных расчетов, что за январь-июнь 2020 года размер федеральных субсидий в субъекты составил сумму около 710 млрд руб. (+20% к аналогичному периоду прошлого года). По понятным причинам, дотировать Минфину приходилось много и часто: помимо антиковидных мер, тут еще необходимо держать в уме и пожелания того же Путина, скажем, в части организации горячего питания для школьников младших классов, выплаты безработным и другие меры социальной поддержки, которые центр периодически спускает в регионы. У которых по традиции казна пуста и уже губернаторы и главы республик и краев вынуждены идти на поклон в Москву за субсидиями.

"Во второй половине года объем субсидий будет еще выше (экономика в регионах лежит на боку), что дополнительно усугубит бюджетный дефицит", – прогнозирует Кричевский.

Ранее мы уже отмечали состояние дел в отечественном бизнесе и, кстати, безумные инициативы властей по поводу способов наполнения бюджета прямо сейчас (типа изъятия "спящих" банковских вкладов, очередного "раскулачивания" нефтяных компаний или даже введения нового налога с оборота).

Все вышеприведенные цифры мы "вывалили" на читателя не просто так, а для иллюстрации последовательности действий российских властей и, так сказать, для понимания картины мира, в которой работает российская экономика сейчас. Деньги пока, вроде, есть, но уже серьезно "провисла" выручка "Газпрома", "нефтянка" работает из-за сделки ОПЕК+ едва ли не в минус, цены на удобрения и металлы сокращаются вслед за мировым спросом.

Экономисты ожидают дальнейшей девальвации рубля по отношению к резервным валютам, а секвестированием бюджета страны Минфин занят уже сегодня…

"Напрягает" не сам по себе вывоз капитала из страны, а цели и задачи людей, которые, собственно, и распоряжаются и "рулят" этими процессами. Одно дело Китай с его масштабной, допустим, экспансией, включая финансовые траты, на Черный континент или планы по строительству и поддержанию инфраструктуры "Шелкового пути". И другое дело объяснения наших ответственных лиц в широком смысле этого слова, которым денег не хватает то на организацию минимального горячего питания для детей, то еще на что-нибудь действительно важное, например, на создание полноценной сети ФАПов в сельской местности.

"Мы тут на Кипре подумали…"

Буквально в последние дни официозными СМИ подается как большая победа "продавливание" условий России в деле денонсации двойного налогообложения с Кипром.

Стоило, мол, только пригрозить разрывом действующего с 90-х годов соглашения, как киприоты (финансовые власти страны) прибежали в Москву и попросили этого не делать. Согласившись платить больше за спокойное пребывание российского же бизнеса на острове. Такой же трюк ведомство Антона Силуанова в ближайшие дни намерено проделать с Мальтой и Нидерландами, что позволит пополнить российскую казну на…

А вот этого обстоятельства, к слову говоря, никто, собственно, и не знает и не может ничего вразумительно объяснить! Скорее всего, какие-то дополнительные деньги действительно поступят в бюджет России, но насколько это будет серьезно – повторимся, оценки звучат разные. И по преимуществу весьма осторожные.

Знаете, сколько лет борьбе Владимира Путина за возвращение капиталов в страну и обещание не трогать вернувшиеся деньги?

Как минимум пять лет, еще в 2015 году Путин на заседании членов правления "Российского союза промышленников и предпринимателей" (РСПП) предупреждал о том, что со спрятанным капиталом в западных юрисдикциях могут возникнуть проблемы, и не по вине российской власти. Сами понимаете, санкции – персональные, секторальные и т.д. Что уж говорить про Крым – даже за выборы в США и победу на них Дональда Трампа – санкции, ровно как и с историей по осмотру "агентами ГРУ" Солсберийского собора.

Контролируемые иностранные компании (КИК), которые так долго призывают вернуться домой, пока не очень-то внимают заботам российской власти. Следует помнить, что после принятия поправок в Конституцию РФ в июле нынешнего года в налоговом режиме страны создалась в целом парадоксальная ситуация, мы это отмечали. Ведь налоги на зарегистрированные в офшорах компании даже снизили.

коллаж, рубли, доллары, вывод средств, отмывание средств, легализация доходов(2017)|Фото: Накануне.RU

По сути все попытки властей вернуть российский капитал на практике, как считает Александр Бузгалин, доктор экономических наук, ведут лишь к дальнейшей… либерализации условий для вывода серьезных объемов денег из страны.

Неловко как-то напоминать в нынешних условиях о планах по созданию нового финансового центра мира в Москве, наряду с Гонконгом, Лондоном и Нью-Йорком. Было это еще в период президентства Дмитрия Медведева, впрочем, и про программы типа "2020" сейчас не принято вспоминать, и о много чем еще.

Новые времена – новые приоритеты, офшоры лишь прежние остались, вот это стабильность!

Определенную логику и закономерности в процессе увидел Василий Колташов, руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества.

"Возвращение капитала в страну российская гранд-бюрократия будет проводить и дальше, чтобы, грубо говоря, не оказаться на скамье подсудимых в Гааге. И только с деньгами можно построить сильную, независимую экономику XXI века, что дает хоть какие-то гарантии не оказаться за решеткой по решению более "демократических" стран", – указывает собеседник. Он отмечает, что пока процесс за обретение Родины российским капиталом больше напоминает процесс неуклюжего управления автомобилем – одна нога жмёт на газ, в то время как другая стоит на тормозе.

Именно это обстоятельство – приобретение определенной страховки для высшего круга должностных лиц России в виде неприкосновенности – и будет заставлять этих самых лиц строить сильную экономику, что предполагает возврат капитала и размещение его на территории нашей страны. Кстати, та же самая логика будет "выталкивать" российский офшорный капитал из прочих юрисдикций на Родину.

"Но понятно, что процессы эти, исторически обусловленные, не будут проходить одномоментно и быстро", – говорит собеседник. С ним сложно не согласиться, в конце концов сама же российская власть создавала условия и правила игры для крупного бизнеса, кого винить?

Если уж на то пошло, то как российская высшая бюрократия может призывать или "советовать" бизнесу возвращать деньги в страну, если сама держит выручку и активы за рубежом? Из самых показательных примеров этого рода и последнее по времени можно вспомнить требование Генпрокуратуры конфисковать имущество и средства экс-министра "Открытого правительства" Михаила Абызова, но в том-то и дело, что он ведь не один такой!

В Министерство финансов России, кстати, по словам того же Никиты Кричевского, считают дальнейшие меры по деофшоризации даже вредными и этому у Минфина есть объяснение.

"Обязательная репатриация валюты повышает издержки, будет давить на торговый оборот и мешать выходу всего российского бизнеса на зарубежные рынки", – цитирует Кричевский аналитику Минфина. А это, в свою очередь, противоречит планам удвоения несырьевого российского экспорта к 2024 году, с чем пришел и о чем громко заявлял премьер Михаил Мишустин.

Подведем итог

Задача по возвращению в Россию капитала поставлена, но она же противоречит некоторым целям Правительства и в целом курсу на либерализацию в этом вопросе, который проводился минимум с 2006 года (отмена правила обязательной продажи 100% валютной выручки). Созданы "островки" офшорного налогообложения внутри страны, которые, впрочем, никак пока не заинтересовали российский бизнес с точки зрения перевода туда капиталов и активов. Даже под угрозой санкций и изъятий, бизнес явно больше опасается каких-то экстремальных последствий для себя внутри России, а выгод от регистрации на Родине не видит, сами же власти тоже не мешают свободному перемещению денег.

Остается ответить на простой вопрос – российская власть точно знает, чего хочет?



Денис Лузин