Аналитика


Игра в бутылочку
Экономика | В России

В российском бюджете существенно изменилась структура доходов в первом полугодии 2020 года, утверждается в докладе Счетной палаты. Связано это не столько с коронакризисом, как можно было бы подумать, а больше со стагнацией мировых рынков нефти и газа. Накануне.RU изучило доклад ведомства Алексея Кудрина и поговорило с экспертами об этом.

Дебет-кредит не сходится

В январе-июне нефтегазовые доходы бюджета составили 2,66 трлн рублей, сократившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сразу на 1,46 трлн. Лидерами падения в строках бюджета стали налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и вывозные таможенные пошлины на сырую нефть, газ и продукты их переработки.

Всего за шесть месяцев текущего года в бюджет России удалось собрать 9,09 трлн рублей, отмечается в документе.

По расходам на 1 июля текущего года сводная роспись (извиняемся за казенщину, но это язык официального документа. – прим.) составила 21,93 трлн рублей, что на 2,27 трлн больше, чем годом ранее (+11,5%). Увеличение расходной части произошло в основном за счет перераспределения остатков на бюджетных счетах (неиспользованные средства в 2019 г), а также продажи Центробанком акций ПАО "Сбербанк".

Отмечается, что всего, по сравнению с январем-июнем 2019 года, расходы и средства, направляемые на финансирование программ Правительством, выросли на 23,7% и составили 5,43 трлн рублей (прирост – в 4,4 раза).

В резервный фонд Правительства удалось направить около 679,7 млрд рублей.

Аудиторы Счетной палаты, кстати, отметили некоторое улучшение по выполнению исполнения расходной части бюджета в первом полугодии (45,8%), они, цитируем, "являются высокими в последние четыре года".

В то же время есть существенное отставание в расходах по некоторым направлениям и на низком уровне находится освоение денег на 7 программ Правительства. Среди лидеров этого антирейтинга, например – развитие Северо-Кавказского округа, развитие фармацевтической и медицинской промышленности, комплексное развитие сельских территорий и т.д.

"Низкий уровень" финансирования этих программ означает, что расходы исполнены на уровне в 25% и ниже.

В общем, доклад Счетной палаты действительно вышел комплексным и дает реальное представление о качестве управления и деятельности органов власти в стране. Кому интересно, отсылаем на сайт ведомства, где с документом может ознакомиться любой желающий, гораздо интереснее интерпретация озвученных показателей.

ОПЕК "минус"

"Зоной бедствия остается нефтегазовый сектор, где объемы производства упали на 15,3%. Спад в добыче нефти еще больше – на 16,3% и стал рекордным с момента развала СССР…", - отмечает телеграм-канал "Банкста". Есть и важное отличие: если добыча и продажа углеводородов в перестроечном СССР сокращалась из-за развала экономики (да и всего государства!), то сегодня российские нефтяники сами режут добычу в рамках сделки ОПЕК+. Почувствуйте, как говорится, разницу. И все это происходит на фоне обвала мировых цен на энергоносители и замедления в принципе всех экономик мира, включая Китай.

Сказать, что доклад Счетной палаты стал каким-то откровением, разумеется, невозможно, мы в свое время рассказывали о ситуации с положением дел при продаже российского газа и нефти.

Да, пока существует еще "подушка безопасности" в виде средств Фонда национального благосостояния, золотовалютных резервов, да и сам российский бюджет очень далек от какой-то катастрофической ситуации с падением расходов и прочим. В конце концов дефицит текущего года планировался одним из чиновников Минфина на уровне 5%, что по любым стандартам и меркам является вполне приемлемым показателем…

Вопрос как отмечали и тогда, и повторяют сейчас многие эксперты и экономисты в одном – а на сколько, собственно, хватит еще нагулянного "жирка" в виде резервов за годы высоких цен на нефть и газ?

Кризисы тем и неприятны, что обвалы как правило следуют стремительно и именно что "обвально", кое-какие симптомы надвигающейся бури можно уловить по состоянию дел в целом в российском бизнесе, где зафиксировано рекордное падение доходов за последние 16 лет

Сравните это с бравурными заявлениями некоторых чиновников и приближенных к власти "экспертов" что, мол, Россия в целом пережила коронакризис лучше и легче, чем большинство развитых стран и т.д. и т.п. Да что там провластные эксперты? Сам президент, которому подарили намедни бутылочку "лучшей нефти" в мире уверен, что экономика России вот-вот пойдет в рост и пережила кризис лучше соседних и не очень стран

Осенний марафон

Даже во вполне себе "правительственных" телеграм-каналах типа "Незыгаря" сегодня активно обсуждается вопрос "серьезного ослабления" рубля по осени. Ссылаются, к слову говоря, авторы на разговоры и ожидания, царящие сейчас в аппарате российского Правительства.

Что не удивительно – ослабление рубля в виде девальвации дает серьезное преимущество как раз по исполнению бюджетных обязательств без видимых усилий, ну а валютные трейдеры и спекулянты давно в предвкушении потирают руки. Кстати, это на руку и экспортерам – все-таки выручка начинает расти, возможно, даже кое-какая прибыль нарисуется по итогам года.

То, что при этом всегда отмечается снижение качества жизни населения и падение доходов, вопрос, как говорится, второй, если не десятый. Регионы России стремительно наращивают долги и все чаще и чаще обращаются за поддержкой к федеральному центру? Тоже некритично и в целом и общем устраивает как раз федеральный центр как единственную точку накопления и перераспределения доходов.

Остались ли другие, не такие людоедские способы пополнения бюджета и/или выполнения всех обязательств? Вопрос интересный, для иллюстрации простой пример.

"Ситуация с наращиванием госдолга катастрофическая, никто вкладываться в наши облигации не хочет и все знают, почему", - отмечает Никита Кричевский, доктор экономических наук и автор телеграм-канала "Антискрепа". Продававшиеся до недавнего времени хоть и ни шатко, ни валко облигации федерального займа (ОФЗ) сегодня намертво "встали" и ситуация имеет тенденцию лишь к ухудшению. Между тем, заимствования на рынке ОФЗ уже заложены Минфином в соответствующие строки бюджетных доходов будущего, наращивание внутреннего долга осталось по сути единственным инструментом, когда Правительство может в случае нужды привлечь необходимые финансовые ресурсы. Внешние рынки заимствований, по понятным причинам, для РФ давно и прочно перекрыты.

Зато в июне впервые за долгие месяцы российские покупатели начали активно тратиться на новые автомобили – явно опасаясь девальвации и последующего роста цен на рынке.

Накануне.RU поинтересовалось у Юрия Болдырева, экономиста и бывшего зампреда Счетной палаты РФ мнением, чего можно в сложившихся условиях ожидать от действий властей?

По мнению нашего собеседника, кстати, ожидать осенью девальвации и обрушения курса рубля все-таки не следует, по крайней мере, это точно неизвестно.

"Понятно, что любая девальвация дает властям возможность выполнить собственные обязательства, это удобно – обязательства-то исполняются и проверено. С другой стороны, никто не знает, когда именно будет выгодно обрушить курс национальной валюты крупным спекулянтам и силам, которые стоят за ними. К тому же, они могут зарабатывать как на понижении, так и на повышении, так что такие вопросы точно не ко мне", - говорит эксперт.

На сегодняшний день, по словам собеседника, внешне все выглядит на российском рынке неплохо и благопристойно. В очередной раз снижена ключевая ставка ЦБ, что ведет к снижению стоимости кредита и т.д. и т.д. Самое время вроде бы привлекать ресурсы и развиваться, но…

Реальность, как это обычно бывает, выглядит не так привлекательно.

"Из общения с бизнесом, который занят производством, знаю, что для привлечения кредитных ресурсов сегодня необходимо предоставить банку заполненные документы на 17 что ли листах, а потом общаться в индивидуальном порядке. В общем, сейчас финансовая система страны в принципе не отражает сложившихся реалий, Россия и её экономика вернулись, я бы сказал, в середину 90-х годов", - считает Болдырев.



Денис Лузин