Аналитика


"Деприватизация по Путину – красивая картинка на разваливающемся здании"
Экономика | Центральный ФО | Приволжский ФО | В России

Шум от столкновений между силовиками, ЧОПовцами Башкирской содовой компании (БСК) и местными жителями за природные ресурсы дошел до Кремля. Из проблемы, которая могла перерасти в "новый Шиес", политтехнологи из администрации, судя по всему, нашли изящный выход – показательная деприватизация. Если можно, конечно, назвать так этот процесс.

Генпрокуратура по поручению Владимира Путина проверит отчуждение государственных акций содовой компании. В официальном сообщении сказано, что "будет проведена проверка законности сокращения доли государства в крупнейшем предприятии отрасли и дана принципиальная оценка действиям всех лиц, причастных к сделкам с акциями предприятия, в результате которых государство утратило над ним контроль".

Дело на личном контроле у генпрокурора РФ Краснова, по итогам проверок будет решаться вопрос о возврате предприятия государству, а значит, к этому все и идет. В общем-то, поручения президента о проверке можно было считать как раз указом к действию.

Такой ход политологи называют удачной находкой – ведь это может стать прецедентом для пересмотра приватизационных сделок с начала 2000-х. Телеграм-канал Марата Баширова "Политджойстик" пишет:

"Расследование по Башкирской содовой компании запускает в России цепь аналогичных проверок сделок с региональными активами начиная с 2000 года. Сейчас составляется список всех приватизаций и слияний, которые запускались главами регионов, одобрялись ФАС России и курировались Минэкономики России. Фактически это кампания по деприватизации".

Речи о пересмотре итогов приватизации 90-х, конечно, никто не ведет – по разнузданным местным князькам пройтись можно, а вот по особо приближенным и "Семье" – ну вы что… Однако, и это может стать хорошим пиар-ходом в процессе транзита власти и, вероятно, будет позитивно воспринято широкими массами населения. Дескать, порядок наводят. Хотя как до этого населению представили программу по фиктивной "прогрессивной шкале налогообложения", когда фактически все осталось, как прежде – так и теперь страну, видимо, ждет фиктивная "деприватизация".

Своим мнением об этом с Накануне.RU поделился экономист, экс-зампред Счетной палаты Юрий Болдырев.

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Накануне.RU

– На ваш взгляд, чем кончится проверка Генпрокуратуры и в целом как можно оценить такой шаг?

– Больше 20 лет назад, когда я работал зампредом Счетной палаты, у нас было множество примеров, когда без всяких поручений президента, а напротив вопреки президенту – тогда Ельцину, потом Путину – мы выявляли факты незаконного отчуждения государственных пакетов акций либо приватизации на некоторых условиях, которые инвестор не исполнял, а власть в лице правительства и президента ничего не делала. И в ряде случаев нам даже удалось добиться возвращения госпакетов акций государству. То есть история не новая.

Единственное, что непонятно – причем здесь президент? Если он своего друга Кудрина поставил на Счетную палату, то тот давно должен был это сделать и выписать все необходимые предписания. То есть такие истории вообще не должны доходить до уровня президента, все это должно решаться на уровне контрольного управления, которым когда-то и Путин руководил, и прочих органов.

– Как вы считаете, власти на БСК остановятся?

– Нас с вами если что-то и интересует, то, конечно, не содовая компания. Сейчас как раз подходит к концу цивилизованный срок исковой давности по действительно бандитским операциям, я имею в виду залоговые аукционы 1996-1997 годов. Цивилизованный срок в мире – это 30 лет, у нас варварский срок три года. Так вот скоро уже и цивилизованный срок подойдет к концу. Что мы получили в итоге? На наши же деньги у нас отняли наши же ключевые предприятия – и каковы "эффективные собственники", мы видим, например, по недавней аварии под Норильском. Это не тот случай, где кто-то тайно от Путина увел госпакет акций – все на виду, все материалы Счетной палаты, все предписания, представления есть.

Или посмотрим на деятельность Дерипаски – вся наша алюминиевая отрасль отдана американцам. Видя, что отрасль уходит, ведь можно было вернуться к вопросу о залоговых аукционах и вернуть все это государству, а не американцам?

Владимир Путин, Радий Хабиров(2020)|Фото: kremlin.ru

– То есть это не станет прецедентом для пересмотра итогов приватизации 90-х?

– Чтобы просто сделать по закону (а притворная сделка ничтожна по закону) в отношении всех сделок с залоговыми аукционами (подчеркиваю – это не приватизация, а просто ограбление, потому что парламент не принял закон о приватизации этих предприятий, поэтому пришлось идти на притворные сделки), никакие прецеденты не нужны.

Нужна воля – сделать по закону, вернуть государству – но это не делается. А все остальное – это все красивые картинки на разваливающемся здании.

– Может ли это стать эффективной пиар-кампанией на период транзита власти?

– Шевеления бульдогов под ковром для меня менее интересны, чем принципиальные стратегические вопросы. Один из таких вопросов – что делать с крайне неэффективными собственниками, неэффективность которых базируется на исходной бандитской сущности приобретения этой собственности? Вот это ключевой стратегический вопрос – к нему этот президент и эта власть даже подступаться не собираются. А нарисовать красивую картинку для населения – это они с удовольствием.

В отношении транзита власти – я думаю, то, что происходит в Белоруссии, хотя и спровоцировано частично в том числе российскими властями, тем не менее не может не настораживать. Наверное, они тоже думают, как повышать свой рейтинг, и как красивее рисовать картинки, но все равно разваливается все здание – вместе с их рисунками.

– То есть это псевдо-деприватизация? Как раньше нам рассказывали о "прогрессивной шкале"?

– Да, фиктивная деприватизация.

Это псевдодоброта правителя, ну или фиктивная строгость к друзьям-олигархам.



Евгений Иванов