Аналитика


Лукашенко начинает контрнаступление при поддержке из Москвы
Политика | В России | В бывшем СССР | За рубежом

Политическая жизнь в Белоруссии претерпевает сильные изменения – появляются новые лидеры оппозиции, формируются новые партии, делаются громкие заявления не со стороны официального Минска.

Так, член президиума координационного совета оппозиции Белоруссии Мария Колесникова считает, что превращается в лидера протестов. Более того она вместе с членами штаба бывшего кандидата в президенты Виктора Бабарико объявила о создании политической партии "Вместе". А где-то на фоне все еще мелькает Тихановская, которая из-за границы то Россию предостерегает от отправки силовиков в Белоруссию, то готовит речь для Совбеза ООН.

Что касается Минска, то там вынуждены увольнять дипломатов (как посла в Испании, который поддержал протестующих) и оправдываться за милиционеров, которые демонстративно уволились (глава МВД Белоруссии заявил, что они это делали, скорее всего, за деньги или из желания прославиться), что, в общем-то, не прибавляет власти политических очков.

Но уже не все так плохо для режима Александра Лукашенко, как может показаться на первый взгляд, уверен директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин – он считает, что оппозицию незаметно берут под контроль, давая возможность Лукашенко упрочить свои позиции. Другой вопрос – кто берет. Кремль, вероятно, влился в процесс и намерен получить от Батьки интеграцию Белоруссии, столь нужную для транзита. Своим мнением политолог поделился с Накануне.RU.

Мария Колесникова(2020)|Фото: instagram.com/kalesnikava/

– Колесникова считает, что превращается в лидера протеста – почему лидеры теперь "сами себя назначают", а не выкристаллизовываются в процессе?

– Скорее всего, данные заявления обусловлены той игрой, которую ведут внешние игроки, в частности Москва, потому что, судя по всему, госпожа Колесникова завязана на Бабарико, а задача Москвы в том, чтобы воспользоваться текущей ситуацией и поставить нужного, лояльного ей кандидата, которым Бабарико и является.

Поэтому сейчас задача [Москвы] – замкнуть протест в том числе на какой-то удобной фигуре, чтобы от её лица вести диалог с Лукашенко. С одной стороны, это позволит не выйти событиям из-под контроля, то есть удержаться у власти Лукашенко – а Москве сейчас нужно, чтобы он оставался на посту президента, пока не подпишет документы о вхождении Белоруссии в состав России – формально об интеграции. С другой стороны, это позволяет удерживать протест под контролем и давить на того же Лукашенко, чтобы он не стал своевольничать. Поэтому если протест замыкается на представителе команды Бабарико – то он в интересах Москвы.

– А сами протестующие готовы "замкнуться" на этой личности?

– Вот здесь большой вопрос – протестующие, которые ещё в самом начале продемонстрировали, что они не хотят быть объектом политики, что они не играют по чужим правилам – они будут играть по таким правилам или нет? Вопрос открытый.

– То есть Кремль ждет от Лукашенко именно соглашения на интеграцию, ничего другого не нужно?

– Москва поддерживает Лукашенко, в пользу этого свидетельствует публичное заявление Владимира Путина. Соответственно, это делается в обмен на что-то. Москве от Белоруссии нужно только одно – фактически вхождение в состав России под видом интеграции в рамках Союзного государства. Больше от Лукашенко ничего не ждут.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

– Создание партии "Вместе" – тоже попытка замкнуть деятельность протестующих, направить их в контролируемое русло?

– Так и разыгрывается комбинация, когда в игру попытаются ввести Бабарико. А чтобы это осуществить, нужно действовать через какие-то институты и проекты. Вот создание партии – это такая институционализация. То есть в принципе всё идёт пока по тому плану, который разработан в Москве.

– Что касается Тихановской она остается на фоне, анонсируют её заявления для Совбеза ООН, она предостерегает Россию от различных действий – у неё какая роль?

– Тихановская тоже во многом завязана на Кремль – в Белоруссии у Москвы очень хорошие карты. И когда она начала терять контроль над ситуацией в самом начале протеста, это была не очень хорошая игра, но она по-прежнему находится под сильным влиянием Москвы, хотя у силовиков в Москве есть очень серьёзные сомнения условно говоря, не перевербовали ли её западные спецслужбы, пока она находится в Прибалтике.

Тем не менее она остаётся в силу своего позиционирования хоть и не лидером, каким может стать Бабарико, но символом. Она не может играть серьёзные роли для того, чтобы вести за собой протестующих дальше. Но протестующим сейчас нужен не символ, а лидер, который поведёт их за собой, укажет цель. И Москва им пытается предложить такого лидера – Бабарико – он покажет протестующим цель – условную Новую Белоруссию, к которой нужно идти через переговоры с Лукашенко.

Светлана Тихановская(2020)|Фото: YouTube / Cтрана для жизни

– Ранее вы говорили, что если чиновники, силовики начнут уходить, поддерживать протест, то это может означать начало развала режима. Теперь посла в Испании уволили за поддержку протеста, глава МВД оправдывается за уволившихся силовиков – это ли не тот самый процесс?

– Это не приобрело массового характера, и если в течение первой недели протеста режим отступал, то сейчас он в целом начал консолидироваться и переходить хоть и в латентное, но контрнаступление. А протест забуксовал, и действия определённых чиновников выглядит фальстартом. То есть переход, дистанцирование чиновников от режима Лукашенко не приобрело массового характера, а там, где это наблюдалось, режим переходит в контрнаступление. В Гродно чиновники дистанцировались руководство области поменяли. Сейчас начинают менять послов. То есть критическая масса не была достигнута, и это не стало концом режима, он выжил и сейчас переходит в контрнаступление.



Андрей Зимний