Аналитика


В Минске исчезла видный деятель оппозиции. Ждать новой эскалации?
Политика | В бывшем СССР

В центре Минска загадочно исчезла Мария Колесникова, занимающая должность в Координационном совете оппозиции и возглавлявшая штаб бывшего кандидата в президенты Виктора Бабарико. Белорусские силовики не говорят о задержании и начали расследование по факту исчезновения Колесниковой.

Tut.by со ссылкой на очевидцев сообщает, что около 10:05 у Национального художественного музея Колесникову задержали мужчины в штатском и в масках, сообщила читательница портала. По ее словам, Колесникову посадили в микроавтобус "Соболь" с надписью "Связь" и увезли в неизвестном направлении. Снять задержание на телефон свидетельница побоялась.

Телефон Колесниковой доступен, но трубку она не поднимает.

Пресс-секретарь Координационного совета Антон Родненков сказал, что Колесникова была в центре города по делам.

Директор Центра политологических исследований Финансового университета, российский политолог Павел Салин отмечает, что Бабарико является протеже Москвы и неприкосновенен. И судя по всему, госпожа Колесникова тоже до сих пор завязана на Бабарико.

"Бабарико может находиться в СИЗО, но ничего плохого с ним не случится. Есть вероятность того, что эта защита распространяется и на госпожу Колесникову. Поэтому возникает вопрос, что это такое — эксцесс исполнителя и белорусские силовики перестарались? Либо это элемент какой-то пиар-стратегии. Сейчас господин Лукашенко дал Москве обещания, что он в ближайшее время обнародует форсированную интеграцию. С другой стороны, ему этого очень не хочется и он может пытаться юлить. А у Москвы хороший рычаг влияния на него в виде массовых протестов. Поскольку фактуры мало и пока неизвестны подробности её задержания и где она появится — рано говорить о том, какой это из вариантов", — рассказал эксперт.

Политолог Максим Жаров напоминает, что тактика исчезновения видных белорусских оппозиционеров и их последующего появления в Польше или Литве на самом деле не нова. Вероятно, это происходит потому, что белорусские власти считают, будто за границей такие люди могут намного меньше навредить, чем если бы они оставались в стране. Однако у этой тактики есть существенный изъян — от этих лидеров оппозиции мало что зависит.

"На самом деле та толпа в сто тысяч человек, которые каждую неделю выходят в Минске и других городах, в общем-то управляется через соцсети, через телеграм-канал известный. Есть низовые координаторы, вылавливанием которых заняты специально нанятые для этого сотрудники спецподразделений белорусской милиции. Однако если в целом оценивать эту тактику принуждения к эмиграции членов Координационного совета, то она неэффективна. Вчерашний митинг показал, что стороны переходят к насилию, эскалация насилия и провокации очевидны", — говорит он.

Отметим, что вчера в Минске задержали порядка 200 человек. При этом сообщалось о применении слезоточивого газа. Кроме того, отличительной особенностью акций в минувшие выходные стали крепкие мужчины в гражданском, в бронежилетах и с дубинками, пытающиеся задержать запершихся в кафе молодых протестующих в кафе. По одной из версий, это были оперативники главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД. То есть, вероятно, личного состава для подавления протестов уже не хватает, и поэтому на акции привлекают оперов центрального аппарата.

Вообще же сотрудник правоохранительных органов может быть в гражданском при отслеживании ситуации в толпе, но задержания должны производиться исключительно сотрудниками в форме. "На работу в ходе массовых протестных мероприятий привлекаемые опера не натасканы — отсюда большая склонность к применению насилия. В принципе это нехороший сигнал: видимо, белорусское МВД на пределе работает", — пишет телеграм-канал "Историк-рационализатор".

Политолог Максим Жаров считает, что человеческие жертвы на митингах в Белоруссии могут быть уже в грядущие выходные.

"На мой взгляд, прогноз весьма неблагоприятный, и на следующий митинг в субботу-воскресенье могут быть уже столкновения с человеческими жертвами. Если не в Минске, то в других городах, в Гродно, допустим. Я думаю, что нужно быть готовыми к таким сообщениям из Белоруссии", — опасается Максим Жаров.