Аналитика


Бесплатный проезд в общественном транспорте за счёт платных дорог — плохо продуманная вкусовщина?
Экономика | В России

С неожиданной инициативой выступил Минтранс РФ — в ведомстве рассказали, что проезд на общественном транспорте через пятнадцать лет может стать бесплатным. Впрочем, это не социалисты прокрались в руководство ведомства — о предоставлении транспорта по потребностям трудового населения речи не идёт.

Как передаёт РБК, взамен планируется обложить дополнительными выплатами все категории автомобилистов. Согласно этой инициативе, с 2025 года оплатой планируется обложить проезд по дорогам регионального значения, а ещё десять лет спустя платным может стать проезд по всем категориям дорог, включая дорожную сеть городских агломераций!

Среди прочего ожидается, что такое нововведение будет стимулировать использование транспорта общего пользования и сократит пользование личным транспортом в крупных городах. Внутри населённых пунктов планируется мотивировать граждан чаще использовать немоторизированные виды транспорта (велосипеды, самокаты), а в районах массовой застройки развивать метро и легкий рельсовый транспорт.

Однако будет ли успешной такая стратегия? Ведь появление платных междугородних трасс и развитие общественного транспорта внутри городов проходят во многом параллельно. А введение системы "Платон", которая должна была помочь в финансировании инфраструктурных работ, уже обернулось многочисленными скандалами.

В настоящее время автомобилисты делают и многие другие отчисления в бюджет, на это указывает автоэксперт Максим Едрышов:

Своим экспертным мнением об инициативе Минтранса с Накануне.RU поделился исследователь экономической политики, член генсовета "Партии Дела" Андрей Паршев:

Андрей Паршев(2020)|Фото: Пресс-служба МЭФ"У государства в широком смысле как некоей администрации, которая появилась сверх общинного строя, есть две основные функции. Первая — это правосудие, а вторая — это поддержание в рабочем состоянии дорог. Это то, благодаря чему государство сохраняет некую цельность. И даже когда приходилось взимать плату, государство всегда, и даже в царское время, как-то дотировало это, как-то маневрировало тарифами, чтобы сохранять транспортную доступность внутри страны".

Стоит признать, как говорит Паршев, что общественный транспорт у нас развит недостаточно. Есть передовые города, где он развивается (хотя вот даже в Москве недавно закончили ликвидацию некогда самой протяженной троллейбусной сети), но с кем ни поговоришь — во всех городах России, даже небольших, есть проблема пробок, а общественный транспорт, мягко говоря, не блещет. А если сравнить обеспеченность подземками с европейскими городами, то сколько у нас городов без метро?

Как считает эксперт, инициатива Минтранса экономически не просчитана. С одной стороны, поскольку у нас "безлошадных" граждан больше, то поддержка такому решению, даже несмотря на неразвитость общественного транспорта, будет обеспечена. Но зато за счёт такой рокировочки в современных российских реалиях можно собирать в бюджет больше денег.

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

"Надо сказать, мы с этим как-то не туда пошли, взяв эту систему платных дорог. Это выглядит плохо и некрасиво. Самый вопиющий пример — это Ленинградка. Москвичи с этим постоянно сталкиваются: есть постоянно перегруженная автомагистраль между Москвой и Санкт-Петербургом. Параллельно проложена автострада. Когда её строили, широковещательно заявлялось, что основная её цель — это разгрузить Ленинградку и обеспечить комфортный проезд. Но тариф на участке ближе к Москве получился совершенно людоедский — почти 500 руб. в одну сторону. И те, кто живёт в ближнем Подмосковье и ездит каждый день на работу, вынуждены ездить по Ленинградке, потому что не могут платить 1 тыс. руб. в день. Это совершенно нетерпимая ситуация", — считает Андрей Паршев.

"Сделать общественный транспорт бесплатным — в общем это идея неплохая и кое-где по сути реализована для некоторых категорий населения. Транспортировка с работы на работу относится к числу базовых потребностей общества. Но считаю, что система платных дорог — это категорически неправильно. Есть примеры в Германии — автострады бесплатные, хорошие дороги. В Австрии, в Чехии надо марочки покупать, они стоят умеренных денег, а местные дороги там всё равно бесплатные", — напоминает он.

Плюс, как говорит эксперт "Партии Дела", у нас и такая вкусовщина происходит — борьба с владельцами частных машин. Ведётся она разными путями, включая серьёзные штрафы за неправильную парковку, в Москве они уже приближаются к минимальной зарплате по стране.

"И эти идеи — "давайте ещё кого-то немножечко распотрошим — и будет хорошо" — мне кажется, не очень хорошие", — утверждает он.

платная парковка Москва(2012)|Накануне.RU

Неудивительно, что множатся, как грибы после дождя, новые виды "полуобщественного транспорта", уже на немногих оставшихся парковках можно заметить, что рядами стоят машины такси и каршеринг.

"Общественный транспорт где-то не только удобен, но и необходим, а где-то нет. Однажды в Италии мне нужно было доехать недалеко в соседний город, а оказалось, что туда нет общественного транспорта — ни электричек, ни автобусов междугородних. А такси очень дорого. Но берёшь машину в прокате, сдал в пункт той же компании и проблема решена. Этот полуобщественный транспорт — достижение цивилизации и, кажется, глупо пытаться его придавить", — говорит Андрей Паршев.

В целом, как заключает он, косвенные налоги, которые берут за транспорт, могут стать очередным фактором социальной нестабильности. "Если политически посмотреть на этот вопрос — мы историю читаем, там бывают какие-то события, внутренние неурядицы, революции и прочее, и чаще всего главная причина — рост налогов. Мы когда в школе это читали, не понимали, о чём идёт речь. Тогда, в советское время, налоги были не такие уж большие. Но косвенные налоги, которые сейчас предлагают транспортники, уже сильно раздражают людей, а будут ещё больше раздражать", — резюмировал он.



Андрей Зимний