Аналитика


"Свадьба рубля и юаня". Китай подкрепил дедолларизацию фургоном российских денег
Экономика | Дальневосточный ФО | В России | За рубежом

Между Россией и Китаем 17 сентября заработал канал транспортировки наличных денег. По нему через границу будут отправляться юани и рубли для обеспечения расчётов в национальных валютах.

В качестве эксперимента было отправлено 30 млн руб. из зоны свободной торговли Суйфэньхэ, расположенной в провинции Хэйлунцзян, во Владивосток. Операции с российским рублём начал банк Харбина.

Предполагается, что в будущем переводы в рублях и юанях между китайскими и российскими банками станут полномасштабными.

Автомобиль Харбинского банка для перевозки рублей через границу(2020)|Фото: thepapper.cn

"Выглядит как свадьба. Свадьба рубля и юаня", — пишут в комментариях к опубликованным кадрам российские пользователи.

В расположенный на границе с российским Приморским краем город Суйфэньхэ активно продаются самые различные товары лёгкой промышленности, бытовая техника, строительные материалы, мебель. Здесь же в пилотном режиме внедряется использование рубля для оплаты товаров. Впервые в Китае тут стали внедряться и рублёвые расчёты в операциях с физическими лицами.

Ожидается, что отправка инкассаторского автомобиля с рублями ускорит продвижение китайско-российского банковского сотрудничества, расширит трансграничные услуги в юанях и станет "фундаментом для системы трансграничных переводов наличных денег", отмечает китайское издание "Пэнпай синьвэнь".

Недавно деловую активность в этом китайском регионе подкосила эпидемия коронавируса — после закрытия авиасообщения с Поднебесной, многие граждане КНР, жившие в России, попытались вернуться на родину, долетев сначала до Владивостока, а потом уже въехав домой по дороге через Суйфэньхэ. В итоге город столкнулся с нехваткой помещений для обсервации и въезд в него был временно закрыт.

Сейчас ситуация, похоже, налаживается, и свободная экономическая зона призвана стать локомотивом для дедолларизации в торговых операциях.

Открытие канала транспортировки наличных — заметное событие в области развития расчётов в нацвалютах, но большой потребности в трансграничной доставке наличных на самом деле нет, так считает президент Российско-китайского аналитического центра Сергей Санакоев. Своим экспертным мнением он поделился с Накануне.RU:

— О расчётах в национальных валютах наши страны говорят и работают в этом направлении с 2008 года. Динамика весьма позитивная.

Платежи — замкнутая цепь. За двенадцать лет все больше звеньев в цепи заменяются на национальные валюты. Самый значительный прорыв произошёл в 2014 году. Связано это было не с Крымской весной, а с подписанием соглашения по "Силе Сибири" на саммите в Шанхае. После этого стали возможными взаимные покупки валют через механизм свопов. Дальше — дело техники.

На самом деле большой потребности в обмене наличных денег нет. Китайский бизнес давно нашёл способы конвертации вырученных на российских рынках наличных рублей в безналичные юани на материковом Китае. В целом, можно сказать, что национальные валюты, находящиеся в обороте российско-китайской торговли, крутятся каждая в своей национальной части. Но для чистоты эксперимента и предотвращения нелегальных схем была необходимость возможности прямого обмена наличности. Конечно же, это сделано в первую очередь в приграничной зоне. Этого может быть вполне достаточно. В случае же повышенного спроса данной услуги, коридор может быть расширен. Но лично я не вижу такой большой необходимости на ближайшее время.

Российские туристы могут в приграничной зоне купить товары на рубли. Так же как и китайские туристы могут купить товары в России на юани. Также работают обменники прямого обмена. Возможно, за определенный период в Суйфеньхэ накопились рубли. Если не показать рынку выход, то рынок воспримет это как дефицит ликвидности. Отсюда и демонстративный характер акции, на мой взгляд, вполне одноразовой. Теперь любители долларов США не смогут сказать, что у оборота национальных валют между Россией и Китаем нет перспектив.

Вообще же самым значительным шагом в процессе дедолларизации двусторонней торговли может стать номинирование российского экспорта углеводородов в рублях.



Павел Мартынов