Аналитика


Первая "Ласточка" комом?
Общество | Приволжский ФО | Пермский край

Уже почти месяц между Пермью и Краснокамском работает "наземное метро" (как его называл новый губернатор Дмитрий Махонин) – между городами начала "летать" "Ласточка". Первую неделю поезда курсировали бесплатно, и многие пассажиры воспользовались новой возможностью приехать в столицу края, хотя и ездившие ранее микроавтобусы никто не отменял. Однако после окончания "пробного периода" пассажиропоток резко упал. По данным СвЖД, два состава "Ласточки" за неполный месяц перевезли 24,4 тыс. пассажиров, из них в первую бесплатную неделю – 15 тыс. (!) Сейчас даже в пик на поезд, который отправляется из Краснокамска, во всех пяти вагонах едва набирается сотня пассажиров. Журналист Накануне.RU проехал по маршруту и выяснил, как пермяки относятся к проекту.

По заявлениям краевых властей, после запуска "Ласточек" сообщением Пермь II – Краснокамск и Пермь II – Закамск, а также поездов по маршруту Голованово – Пермь-Сортировочная – Оверята, где ранее пригородного сообщения не было вовсе, в столице Прикамья фактически "создано скоростное наземное метро". Некоторые эксперты оспаривали такое название – мол, и инфраструктура, и частота передвижения не те. Но сказано – сделано, поезда запущены и курсируют по новому маршруту.

Из Краснокамска "Ласточка" отправляется в 06.38, 07.40, 15.00, 17.02, 18.34. Из Перми – в 12.30, 15.12, 17.23, 18.54, 20.05 (время местное). Время отправления из Краснокамска состыковано с графиком движения городского общественного транспорта.

В будний день ко времени отправления первого поезда из Перми в Краснокамск – к 12.30 – на вокзале собралось совсем немного пассажиров. На четвёртый путь, от которого стартует "Ласточка", пришли несколько студентов, семья из трёх человек, пара пенсионеров. Продавец сувениров в привокзальном магазине скептически относится к новой связи двух городов.

Вокзал Пермь-2(2020)|Фото: Накануне.RU

Поезда(2020)|Фото: Накануне.RU

Скоростной поезд "Ласточка"(2020)|Фото: Накануне.RU

"По этому маршруту на "Ласточке" ездят три сестры и дядя Ваня. Спросом она не пользуется. Лучше бы вернули движение по Горнозаводской ветке", — сказала почитатель пьес Антона Павловича Чехова.

Тут стоит напомнить, что движение поездов между станциями Пермь I – Пермь II, о чем говорит наша собеседница, было закрыто в связи с планами открыть доступ к набережной, реконструкция которой завершится к 300-летию Перми.

инфографика, городская электричка, "наземное метро" в Перми(2020)|Фото: Накануне.RU

Проект преобразования был поддержан президентом РФ Владимиром Путиным во время визита в краевую столицу в 2017 г. В районе железнодорожного вокзала "Пермь-II", вблизи которого расположен Пермский государственный научно-исследовательский университет, власти планируют убрать железнодорожную насыпь, а на этом месте создать "образовательную, спортивную и досуговую инфраструктуру".

Проект вызвал массовый протест в Перми – многие не желают расставаться с важной транспортной артерией. Считается, что проект "наземного метро" был запущен в качестве своего рода компенсации за закрытие участка Горнозаводской ветки (хотя власти это опровергают). Сейчас, если пассажир хочет после приезда на станцию Пермь-II добраться до Перми-I, он может купить в Краснокамске билет за 90 руб. и потом добраться до конечного пункта назначения на автобусе №2, показав кондуктору билет на "Ласточку".

Впрочем, нельзя не признать, что всем без исключения, кто решил воспользоваться новыми "Ласточками", электричка пришлась по душе.

"Мы ездим до Оверят. Очень удобно, поезд необходим. Во-первых, время в пути меньше, чем на автобусе, на работу ездить удобно. У меня смена с 8.00, мне удобно как раз добираться на "Ласточке" – хорошее расписание. В микроавтобусе добираешься с пересадкой, это неудобно. К тому же, автобус маленький, народу много. А тут спокойно", — рассказал Накануне.RU глава семейства Алексей.

Скоростной поезд "Ласточка"(2020)|Фото: Накануне.RU

Скоростной поезд "Ласточка"(2020)|Фото: Накануне.RU

Другая пассажирка, ехавшая до Оверят, тоже нахваливает поезд, по ее словам, этот вид транспорта и удобен, и комфортен.

И все-таки, даже на первый рейс из Краснокамска в Пермь (отправление – в 6.38) набирается сотня пассажиров, а потом поток резко падает, это подтверждает проводник, продающая билеты.

К разговору подключился пенсионер, едущий в Краснокамск. Он недоволен тем, что остановка по пути всего одна. "Вот автобус едет, останавливается часто, собирает пассажиров. Это хорошо", — сказал он Накануне.RU.

"С 1 октября вводят новую остановку. Надеюсь, тогда пассажиров будет больше", — добавила проводница.

Вскоре после отправления пассажирам предложили купить чай-кофе и сладости. Согласилась одна из ехавших в Краснокамск путешественниц, рассказавшая мне, что ей "всё в полётах электричек нравится". Вся поездка в Краснокамск заняла 52 минуты.

Скоростной поезд "Ласточка"(2020)|Фото: Накануне.RU

Река Кама в Перми(2020)|Фото: Накануне.RU

Скоростной поезд "Ласточка"(2020)|Фото: Накануне.RU

Скоростной поезд "Ласточка"(2020)|Фото: Накануне.RU

За первую неделю, в течение которой проезд был бесплатным, "Ласточкой" воспользовались 15 тыс. пассажиров. За остальной период, как нам удалось выяснить – лишь 9,4 тыс.

В пресс-службе пермского филиала СвЖД Накануне.RU сообщили, что два состава "Ласточки" за неполный месяц перевезли 24,4 тыс. пассажиров. До конца 2022 г. предполагается строительство ТПУ Краснокамск, новых электрифицированных железнодорожных участков, а также остановочных пунктов Никитино и Шоссейная. Планируется дальнейшее сокращение времени следования электропоездов в пути.

"Для удобства пассажиров также с 1 октября все скоростные электропоезда направления Пермь – Краснокамск будут останавливаться на о.п. Железнодорожная. При этом время следования "Ласточки" по маршруту уменьшится на две минуты за счёт сокращения продолжительности стоянки на станции Оверята, и составит 50 минут. Из Краснокамска "Ласточка" будет отправляться в 06.41, 09.07, 15.01, 17.17, 20.04 (время местное). Из Перми – в 06.43, 13.50, 15.20, 17.23, 18.54", - уточнили в пресс-службе.

Второй этап реализации проекта скоростного ж/д-сообщения Перми с Краснокамском предусматривает соединение путей без заезда на станцию Оверята и появление промежуточных остановочных пунктов Никитино, Шоссейная и Заводская. Когда власти приступят к его реализации, пока неизвестно. Но не исключено, что ко второму этапу в проекте придётся ещё что-то скорректировать.

По мнению общественных активистов, защищающих Горнозаводскую ветку, причины низкого пассажиропотока на "Ласточках" в том, что общественный транспорт в направлении Краснокамска и так ходит бесперебойно, там есть много автобусных маршрутов. Они призывают всё-таки вернуть остановку Пермь I, полагая, что если бы "Ласточку" запустили не в Краснокамск, а в сторону Голованово, то это было бы выгодно, заодно власти разгрузили бы автобусное сообщение на этом участке, что актуально во время коронавируса.

Ранее мы уже писали, что депутаты призывают в целях экономии бюджета отказаться от сноса центрального участка Горнозаводской ветки. И не исключено, что ковид-кризис и первые результаты работы "наземного метро" действительно вынудят отказаться от этого проекта.

В министерстве транспорта Пермского края к моменту публикации не смогли дать оценку первому месяцу "ласточкиных полётов". Как только комментарий поступит — мы его обязательно опубликуем.

Скоростной поезд "Ласточка"(2020)|Фото: Накануне.RU



Михаил Лукашкин