Аналитика


"Спящий Госсовет" ждет исхода выборов в Вашингтонском обкоме?
Политика | В России

Без сомнения, важнейшим внутриполитическим событием уходящей недели стало расширенное заседание президиума Госсовета 28 сентября, с участниками которого президент Владимир Путин общался из своей резиденции в Сочи. Президент в приветственном слове напомнил, что нынешнее заседание членов Госсовета в некотором роде – юбилейное, впервые этот орган власти собрался ровно двадцать лет назад, 1 сентября 2000 года. В общем, и повод собраться был, и президент сделал, на наш взгляд, ряд заявлений, которые в будущем, возможно, лягут в основание закона о Госсовете. А может статься, что и не лягут.

От царей до Путина

Путин напомнил, что два десятилетия назад Госсовет был учрежден именно по предложению парламентариев и глав российских субъектов, которые желали иметь хоть какую-то площадку для взаимодействия с федеральным центром. Добавим от себя – ни Госдума, ни Совет Федерации в силу внутренних раскладов тогда, разумеется, не могли стать такой площадкой, нижняя палата парламента тогда только-только стала переформатироваться в более удобоваримый для Кремля формат, с доминированием пропрезидентских сил и т.д. и т.п.

Вес членов Совета Федерации и как правило – глав регионов, либо близких к ним политиков – также позволял блокировать им многие инициативы федерального центра, короче говоря, это было время самого настоящего "разгула демократии" и власть региональных "баронов" была не ограничена фактически ничем. Те главы регионов и субъектов могли себе очень многое позволить, даже открытую фронду, в отличие от нынешних почти бессловесных выпускников "школы губернаторов" и "технократов".

"Так, даже в Российской империи в своё время, что называется, в унитарной по своему характеру стране применялись весьма гибкие, нешаблонные управленческие подходы в отношении разных административных территорий, национальных территорий и так далее, что позволяло учитывать их особенности, их специфику. Тем более мы обязаны следовать этим принципам в рамках федеративного государства. И роль Государственного совета здесь, повторю, очень велика", – провел экскурс в историю для собравшихся у видеоконференцсвязи Путин.

Кстати, об участниках. Согласно выложенной на сайте президента стенограмме, в заседании президиума в тот день участвовало более 20 губернаторов и глав, плюс помощники президента, плюс фактически в полном составе члены российского Правительства. Представительство регионов, таким образом, начиная с субъектов Дальнего Востока и заканчивая Ивановской, например, областью, и северокавказскими главами было соблюдено. Конечно же, присутствовал и активно участвовал мэр столицы Сергей Собянин и мэр "северной столицы" Александр Беглов.

Путин напомнил, что после июльского заседания Совета по стратегическому развитию была в какой-то степени скорректирована программа достижения целей национального развития (таких целей пять). "И горизонт планирования раздвинут на десять лет, до 2030 года", – уточнил президент, тут же напомнив премьеру Михаилу Мишустину, что новые "вводные" в обязательном порядке должны быть доведены до регионов, точнее их глав.

Цели никто не собирается отменять, более того, президент указал, что надеется на получение хороших и прорывных результатов уже по итогам работы в 2021 году.

Московский финт

Следующим после Путина слово держал как раз Собянин, который умудрился в небольшой речи чуть-чуть "пнуть" за неповоротливость Правительство Мишустина в части скорости изменения нормативной базы по строительству. Московский мэр уточнил, что есть реальные проблемы по построенным, но не введенным в строй объектам, таких в России тысячи – и все из-за бюрократических процедур и препон, многие из которых не менялись и не пересматривались долгие годы.

В принципе, конечно же, Собянин не сказал ничего нового – эти проблемы давно известны, и в таких вопросах, видимо, его главный союзник в Правительстве – бывший подчиненный, а ныне вице-премьер Марат Хуснуллин.

Соперничество (гласное или негласное, здесь уже начинается конспирология в чистом виде, стоит просто помнить, что в январе нынешнего года именно Собянин рассматривался как возможный сменщик Дмитрия Медведева, а в итоге пост получил Мишустин) между московским мэром и премьером тема не новая, кое-какие расклады и тенденции мы отмечали.

Гораздо интереснее другое – Сергей Собянин под занавес своего выступления высказался и по теме нового статуса Госсовета. Правда, высказался в чудовищно бюрократизированной манере, так, что неподготовленному человеку вообще будет трудно уловить смысл его послания.

Однако, на Госсовете таких неподготовленных людей нет. Все-таки процитируем мэра Москвы: "В Конституции определены поправки и определён статус Госсовета, разрабатывается федеральный закон о Государственном совете. Мне казалось бы правильным: всё‑таки тот опыт, который был наработан Госсоветом, особенно в последнее время, когда Вы проводите по самым ключевым вопросам расширенные президиумы Госсовета, на которых идёт живая дискуссия и живое общение с Правительством, был инкорпорирован в новый закон о Государственном совете, в частности, рассмотрение ключевых вопросов, связанных с региональной политикой, изменением федерального законодательства. Я думаю, что это обеспечило бы нормальное взаимоотношение, взаимодействие всех уровней власти".

Сергей Собянин на ПМЭФ-2019(2023)|Фото: Накануне.RU

Вы что-нибудь уловили?

Ясно лишь одно, регионы сейчас не удовлетворены своим представительством и весом, это и пытался донести Собянин, у которого даже есть свой "пояс" субъектов. Однако ни принципы, ни идеи, которые будут положены в закон о Госсовете, так и неизвестны. Известно на сегодняшний день одно – законопроект готовится где-то в кабинетах Администрации президента, а депутаты Госдумы, ровно как и сенаторы, после внесения его в обе палаты попросту "штампанут" документ…

Я пришел дать вам волю?

Конечно же, сейчас в политических и около- кругах все чаще задаются вопросом не столько и только о будущем Госсовете, а о роли этого органа в предстоящем "транзите власти". Мнений, интерпретаций, иногда "оговорок по Фрейду" столько, что, кажется, выбери любую трактовку – и не ошибешься.

Здесь скорее интересны и любопытны прогнозы наиболее, так сказать, приближенных сейчас к процессу людей, в том числе зарекомендовавших себя в подготовке ускоренной правки Конституции. Впрочем, нельзя не учитывать и экономическую подоплеку событий, и внешнеполитический фактор вроде выборов в США, и еще много-много деталей и обстоятельств.

Экономист Никита Кричевский обращает внимание на прямо-таки срочное внесение из Минфина в Правительство на утверждение законопроекта об упрощении налогообложения для владельцев контролируемых иностранных компаний (КИК). Законом предлагается установить порог уплаты налога для таких владельцев в 5 млн в год и все!

"Что тут скажешь… Поправки (в Налоговый кодекс, – прим.) направлены в первую очередь на дополнительное обогащение олигархата, получающего в своих КИК прибыль в сотни миллионов и миллиарды долларов. Заплатил пятерку (сейчас – $ 65 тыс.) и забудь о налогах", – отмечает доктор экономических наук. И далее: "Не исключено, что таким иезуитским способом власть пытается купить лояльность олигархов перед трансфером власти".

Но в результате – очередная дыра в бюджете, которую предложат финансировать за счет "стрижки" 95% населения, которые сроду никакими КИКами не владели, но исправно платят налоги, акцизы и прочие сборы. Экономист предлагает нынешнему Правительству просто пока "замотать" законопроект о неслыханных льготах и преференциях для самой состоятельной части общества, а дальше будет, как будет.

Максим Жаров, политолог, отмечает необычайно возросшую активность сенатора Андрея Клишаса (застрельщика многих поправок в Конституцию и основного "мотора" изменений) на теме Госсовета. Жаров говорит, что Клишас, цитируем, "продолжает публично девальвировать статус Госсовета", отказывая этому органу в любых властных полномочиях.

Владимир Путин(2020)|Фото: kremlin.ru

"По всей видимости, такая публичная девальвация статуса Госсовета из уст главспикера "партии Госсовета" является личным условием Путина для внесения соответствующего законопроекта в парламент. Сами надули внутриэлитный пузырь раздора, сами его теперь и сдувайте", – говорит политолог, характеризуя позиции всех заинтересованных сторон.

И еще, важное и вполне себе обоснованное мнение – площадка Госсовета начала использоваться для раскрутки Собянина "партией Госсовета" как политика федерального масштаба, эта площадка не единственная, и на самом деле интересантов в таком процессе может быть значительно больше.

"Неопределенности в вопросе о Госсовете не стало меньше, тем более, учитывая наше извечное желание "начать жить с понедельника". Вот пройдут выборы в США, если победит Байден, один расклад, если останется Трамп – другой. Но вообще, я думаю, что сейчас будущая конфигурация власти и роль в ней Госсовета по-прежнему четко не определена. Это такая "спящая структура", которую в любой момент и в любой конфигурации могут "разбудить", – считает Константин Калачёв, руководитель "Политической экспертной группы".

Дебаты Дональда Трампа и Джо Байдена(2020)|Фото: AFP 2020 / Pool/Olivier Douliery

По словам собеседника, нельзя не учитывать внешних факторов, которые бьют по экономике страны, ну и в большей или меньшей степени влияют на внутриполитическое положение. Но и переоценивать их бессмысленно.

"Понятно, что Путину как любому политику хотелось бы уйти в зените, когда и экономика растет, и благосостояние людей улучшается с каждым днем, а еще, наверное, он хотел бы уйти на фоне какой-то миротворческой победы, запомниться именно тем, что урегулировал вопросы противостояния между Востоком и Западом", – отмечает собеседник.

Важный, разумеется, аспект – мирная и спокойная передача власти в руки надежного преемника, тем более что инструменты все для такого хода событий подготовлены – исправлена Конституция, готовится ряд законопроектов, в том числе по Госсовету, добавлены полномочия депутатам Госдумы, обсуждается вопрос о реформировании статуса Совета Федерации (включая вопрос о пожизненных полномочиях ряда сенаторов).

Проблема лишь в том, что сегодня ситуация в России и мире одна, а что будет даже в самом обозримом будущем – неизвестно, и какой способ ухода от власти выберет Путин – неизвестно точно никому. Возможно, включая самого нынешнего руководителя страны. Поправки позволяют ему баллотироваться еще на два срока, воспользуется ли он этим? И если нет, то понятно некоторая нервозность и гиперчувствительность к отдельным заявлениям у многих высших сановников и олигархов.

Будущее в буквальном смысле пока не определено, но, как уточняет Калачёв, любимое занятие нашей элиты – как раз-таки торговля образом этого будущего.

Как мы все хорошо помним, буквально в августе перед открытием осенней сессии работы Госдумы последовала целая серия заявлений разных персонажей о законе о Госсовете, иногда самых фантастических, например, с пунктом о "сверхполномочиях". Но с той совсем недавней поры все снова резко изменилось на внешнем контуре ("дело Навального", протесты в Белоруссии, конфликт в Карабахе), так что, как говорится, запасаемся попкорном…



Денис Лузин