Аналитика


Новая "мусорная" схема влетит бюджету Челябинской области "в копеечку"
Экономика | Челябинская область | Уральский ФО

Участники рынка раскритиковали проект новой, актуализированной, территориальной схемы по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в Челябинской области. Среди основных замечаний экспертное сообщество называет "странную" с точки зрения логистики организацию потоков движения. В отдельных кластерах сложились встречные маршруты мусоровозов, что ощутимо увеличивает транспортное плечо и стоимость перевозки. К прочему, участники рынка обратили внимание на создание избыточных мощностей по сортировке, которые превышают даже годовой объем образования отходов. В связи с этим региональный бюджет будет вынужден компенсировать сортировщикам выпадающие доходы. Об особенностях нового проекта, а также о том, что ждет южноуральскую отрасль и потребителей в 2021 году, читайте в материале Накануне.RU.

20 ноября минэкологии Челябинской области закончит сбор предложений и замечаний к проекту территориальной схемы обращения с ТКО. Впрочем, участники рынка обработки и транспортировки отходов уже успели высказать основные замечания к документу. Так, например, министерству по решению суда пришлось учесть в терсхеме существующий мусоросортировочный комплекс ООО "Спецкомплекс" (100 тыс. тонн в год), расположенный в Магнитогорске. Согласно действующей схеме, предприятие должно было прекратить деятельность в 2021 году, после того, как по концессионному соглашению будет построен новый объект, который возводит АО "Управление с отходами", рассчитанный на 200 тыс. тонн в год. Однако по требованию УФАС, которое устояло в арбитражном суде, объект должен быть сохранен и продолжить работу.

Но в документе появился еще один мобильный мусоросортировочный комплекс в Локомотивном на 40 тыс. тонн, принадлежащий регоператору - ООО "Центр коммунального сервиса" (ЦКС). Вот только, как оказалось, такие мощности существенно превышают потребности Магнитогорского кластера. Исходя из нового проекта, в 2021 году в Магнитогорском кластере будут созданы мощности по обработке 340 тыс. тонн отходов в год, в то время как, по данным "ЦКС", территория образует только 140 тыс. тонн в год.

Отсюда следует и далеко неполная загрузка предприятий. К примеру, на комплекс "Управления отходами" планируется направлять 136 тыс. тонн в год. Объект "ЦКС", рассчитанный на 40 тыс., будет принимать только 1,5 тыс. тонн. Примечательно, что мобильная мусоросортировка приобреталась за счет инвестпрограммы и тарифа, соответственно, за нерациональное использование мощностей придется расплачиваться потребителям. Наконец, на объект "Спецкомплекса" планируется направлять только 15 тыс. тонн, причем из соседнего, Карабшского кластера, что ведет к встречному пересечению транспортных путей.

Дело в том, что везти отходы на объект "Спецкомплекса" предполагается из Пласта, который находится в 180 км. При этом путь до МСК будет лежать через весь Магнитогорск, в то время как на челябинском тракте по пути в город будет построен новый комплекс "Управления отходами", на который, в свою очередь, будут направлены потоки из города. Такое решение не только увеличит нагрузку на муниципальные дороги, но и увеличит стоимость перевозки из-за возросшего транспортного плеча.

Еще один момент, вызывающий нарекания со стороны участников рынка – исполнение условий концессионного соглашения с АО "Управление отходами". Соглашение, заключенное еще в 2015 году, предполагает строительство мусоросортировочного комплекса и полигона ТКО вблизи Магнитогорска. Изначально, согласно действующей редакции территориальной схемы, "Управление отходами" должно было вложить в проект 1,017 млрд руб. Однако уже в новом проекте сумма инвестиций возросла до 1,136 млрд руб., 722 млн из которых планируется направить непосредственно на мусоросортировочный комплекс.

При этом одним из существенных условий концессионного соглашения является обязательство региона обеспечить минимальную загрузку МСК. Согласно документу, область должна поддерживать заполняемость мощности на уровне 80% от проектного значения, то есть 160 тыс. тонн отходов в год. В случае, если отходов будет поступать меньше, бюджет должен будет оплатить разницу концессионеру. Как видно из проекта, правительство Челябинской области не смогло выполнить условия, а значит, будет вынуждено доплачивать "Управлению отходами" за недостающие 23 тыс. тонн ТКО. Точная сумма платежа станет понятна после утверждения тарифа для компании.

Между тем, собеседники издания на рынке ТКО указывают, что стоимость проекта видится им крайне завышенной. По словам руководителя одной из компаний, занимающихся поставкой оборудования, якобы "Управление отходами" использует аппаратуру одного из самых дорогих поставщиков – "Экомашгрупп".

"Стоимость МСК очень сильно зависит от наполнения: какое оборудование используется, чьего производства. "Экомаш" поставляет как дорогое, импортное оборудование, так и российское, но по европейским ценам. В любом случае, такого рода проект, на наш взгляд, не должен столько стоить. Правда где-то посередине, с учетом всех характеристик, мусоросортировка в Магнитогорске могла бы обойтись в 350-400 млн руб.", - резюмировал инсайдер на рынке обработки отходов.



Евгений Иванов