Аналитика


"Ждать больше нельзя". Госсаппарату грозит обрезание
Политика | В России

Количество чиновников в федеральных ведомствах и на региональном уровне будет сокращено к 1 апреля 2021 года и это не шутка. О старте этого процесса заявил на днях глава Правительства Михаил Мишустин, добавивший, что "ждать больше нельзя". Между тем заявленное сокращение чиновничьего аппарата не так однозначно, как может показаться на первый взгляд.

Кого сократят?

Премьер-министр анонсировал сокращение аппарата чиновников в федеральных и региональных ведомствах (выражаясь бюрократически – федеральных органах исполнительной власти, ФОИВ) на 5-10% в зависимости от сферы деятельности.

При этом, как пояснил Мишустин, ничего принципиально жесткого по отношению к работающим чиновникам министерств и других органов власти не произойдет, под сокращения попадает множество и сегодня вакантных ставок. Вроде бы пообещали не сильно "резать" и фонд оплаты труда, то есть не сокращать его. Короче говоря, предложенные меры следует называть не "административной реформой", как поспешили окрестить инициативу Мишустина многие СМИ и наблюдатели, а скорее "оптимизацией". С прицелом на перевод многих функций в "цифру" и обращения граждан по многим вопросам через обновленный портал "Госуслуги"

Обязательно следует пояснить, что затеянное Мишустиным, строго говоря, не его инициатива, такая оптимизация была запланирована еще осенью 2019 года, когда кабинет возглавлял Дмитрий Медведев. Но тогда подготовленные преобразования остановились – пандемия, отставка кабинета в январе нынешнего года, голосование по Конституции и т.д., короче говоря, было элементарно не до перетряхивания чиновников и пересмотра их штатной численности.

Сейчас, как говорит Мишустин, время пришло, но публике все равно многое остается не ясным.

Михаил Мишустин(2020)|Фото: пресс-служба правительства России

Проблему с госаппаратом и, главное, "качеством" людей в этих сферах, отмечали и отмечают многие. Небольшие сравнительно зарплаты компенсируются во многих случаях чиновникам различного рода стимулирующими выплатами, размер которых иногда кратно превышает оклады. Но даже в этом случае толкового чиновника на среднюю должность найти бывает нелегко. А тут еще заявленная реформа, после которой станет то ли хуже, то ли лучше.

Журналисты "Коммерсанта", знакомые в общих чертах с контурами предложенной реформы и внутренними документами из российского Белого дома, дают такую картину. По итогам подсчетов нормативов сейчас в аппарате Правительства страны работают 329 заместителей руководителей ФОИВ, сокращения здесь предполагается на уровне нескольких десятков человек, в том числе – 25 должностей заместителей министров.

Не очень понятна судьба пяти ФОИВ с численностью сотрудников менее 100 человек, существование таких структур, вроде бы, считается "неоправданным". К ним относятся федеральные агентства и службы Россвязь, Роспечать, Роспатент, Росгидромет и даже Ростуризм.

Говорим "даже" Ростуризм в том смысле, что именно 16 ноября, после заявлений Мишустина о старте "реформы", премьер провел еще одно совещание, на котором обсуждали развитие туристической сферы в России до 2030 года. И в ходе этого совещания Мишустин вместе с профильным вице-премьером Дмитрием Чернышенко договорились до очень амбициозных планов и цифр, скажем, что через десять лет количество турпоездок по стране должно увеличиться до 140 млн, а количество занятых в сфере внутреннего туризма – до 5 млн человек.

Вопрос – кто и как будет добиваться выполнения поставленных целей, если сам Ростуризм сейчас под ударом очередной реформы госаппарата?

Но пока, повторимся, под сокращения точно запланированы вакансии в федеральных министерствах (включая территориальные органы) – на 18,7%, службах (на 22,5%) и агентствах (на 14,3%). В центральном аппарате в Москве эти сокращения запланированы на уровне 5% от штатной численности, еще раз подчеркнем от всех должностей, включая незаполненные сегодня реальными людьми.

Наибольшие "потери" в должностях потерпит региональный аппарат таких ведомств, как ФНС, казначейство, ФТС (таможня), Росреестр, Росстат.

Тут, разумеется, никто не говорит об ущемлении интересов самого высокого начальства, о зарплатах топ-менеджеров госкорпораций и, как это нередко бывает, их талантливых детей, трудоустроенных в те или иные ведомства. "Урезать" будут именно что сотрудников среднего звена. Хотя политолог Илья Гращенков при этом резонно замечает, что в России любое поручение сократить чиновничество "рождает целый аппарат в себе", то есть штат как правило раздувается еще больше.

Но политолог Константин Калачёв считает, что все-таки такая реформа приведет к появлению армии безработных. "Куда пойдут работать освобожденные от работы чиновники? Они же не пойдут замещать гастарбайтеров в Москве или регионах и, условно говоря, не начнут завтра мести улицы и работать на стройках?" – размышляет эксперт.

С другой стороны, как отмечает собеседник, в реальной жизни бизнес сталкивается просто с "невыносимой тяжестью бытия" из-за засилия чиновников и бюрократических процедур.

"Крупнейший девелопер на Дальнем Востоке рассказывает, что потратил кучу времени и денег на согласования по перестройке принадлежащего ему же помещения, грубо говоря, ему в итоге разрешили перестроить или надстроить чердак. Но потратил он на это годы!" – приводит пример Калачёв.

Цифра и ее "побочные эффекты"

Экономист Василий Колташов отмечает, что премьер Мишустин, взявшийся сегодня за реформу госаппарата, действует уже "не по-медведевски". Уточняя, что Мишустину нужна именно комплексная реформа на всех звеньях государственного управления и в каком-то смысле даже унификация. Экономист приводит пример с реформированием армий в Западной Европе в XVII-XVIII веках и это кажется удачным сравнением.

"Раньше государи нанимали полковника, который затем уже нанимал полк. Ему выделялась определенная сумма, которую он внутри подразделения расходовал, исходя из собственных представлений и нужд. Сколько в реальности было в полку людей – это было дело самого полковника. Сравните это с незаполненными вакансиями в сегодняшних аппаратах и подразделениях государственной службы, что позволяет руководителям иметь маневровый фонд по зарплате, вознаграждениям и прочему", – указывает собеседник.

Мишустин предлагает, по мнению собеседника, убрать как раз такую "вольность" в штатной численности и перейти на рельсы строгой регламентированности. И это выглядит разумным и оправданным шагом с точки зрения элементарного порядка.

"Что касается той же цифровизации – понятно, что это в принципе верное решение, но сам механизм перехода очень сложен и может привести к возникновению бардака на разных стадиях и этапах. Цифровизация потребует огромного объема конкретной работы, в том числе на местах, как и кем она, эта работа, будет проводиться?" – задается вопросом эксперт.

Масса возникающих на "низовом" уровне вопросов точно не может разрешаться с помощью "цифры", нужен человек, точнее, чиновник, желательно грамотный и компетентный.

"Еще один пример могу привести, все знают, как бывает сложно дозвониться и тем более донести свою конкретную проблему до менеджера в одном большом банке страны. Ты для начала прослушаешь массу ненужной лично тебе информации от роботов и только потом, при удачном стечении обстоятельств, попадешь на сотрудника, который ответит и который возьмется решать твою проблему. Это цифровизация?" – иронично задается вопросом Василий Колташов.

К тому же, отмечает эксперт, во многих отраслях переход к подобного рода процессам в "цифре" для начала сулит пользователям многочисленное заполнение бланков, каких-то форм и т.д. и т.п., что совсем не ведет к сокращению времени на решение (устранение) вашей проблемы или запроса. В чем, спрашивается, тогда преимущество такой "цифровизации", если в конечном итоге потребитель все равно идет к конкретному исполнителю-чиновнику, потратив перед этим время и нервы на регистрацию на сайте "Госуслуги"?

Телефон, приложение "Госуслуги"(2019)|Фото: Накануне.RU

Хотя вполне может статься, что реформа затевается не для оптимизации штата как таковой, а для далеко идущих целей цифровизации, с которыми обыватели пока даже не сталкиваются.

Мы уже писали, что совсем недавно был принят закон об экспериментальных правовых режимах. Перечень содержит три страницы технологий, но некоторые особенно показательны. Так, власти хотят внедрить "машинные рекомендации и поддержку принятия решений", что всего на один шаг отстоит от обязанности подчиняться машинным решениям. Также в области искусственного интеллекта внедряется компьютерное зрение, распознавание и синтез речи, нейроинтерфейсы. По существу, это означает тотальную слежку за гражданами.

И если ранее экспериментальные правовые режимы касались лишь финансовой сферы, то теперь это распространят на многие области. Одной из сфер цифровизации указано образование ("электронное обучение и дистанционные образовательные технологии").

К тому же государство планирует дать доступ к базам госданных частникам "на основании, в том числе, концессионного соглашения или соглашения о государственно-частном партнерстве". То есть речь идет о продаже персональных данных граждан корпорациям. При этом корпорациям дается право собирать информацию на граждан для любых целей (в тексте законопроекта использовано расплывчатое выражение "иные цели").

Не лишено оснований и мнение о том, что с масштабным внедрением "цифры" власти по сути также хотят отгородиться от народа с помощью ИИ, да так, что к чиновникам иной раз уже будет невозможно обратиться. К слову, многие ощутили это по работе здравоохранения в столице во время пандемии.

Согласуется ли это все с намерением Мишустина оптимизировать и обрезать штаты чиновников? Скажем осторожно, что одно совсем не исключает другого и вполне себе может идти параллельно. Так что у реформы могут быть самые неожиданные для людей "цифровые побочные эффекты". А база для этого у "премьера-цифровизатора" уже активно готовится.



Денис Лузин