Аналитика


"Восемьсот": в красном Китае сняли фильм о героях Гоминьдана?
ВКино | В России | За рубежом

Несмотря на идущий уже много лет в России поворот на Восток и стратегическое партнёрство между КНР и нашей страной, увидеть китайское кино на большом экране — редкая удача для российского зрителя. Такая возможность выпала в ходе фестиваля "Новое кино Китая", который проходит в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Мероприятие состоялось уже во второй раз, и сейчас организаторы включили в программу не только авторские, фестивальные фильмы, но и самую кассовую ленту китайского проката "Восемьсот", рассказывающую об обороне Шанхая от японских войск в 1937 году. Корреспондент Накануне.RU посетил показ и выяснил, как сейчас выглядит военное кино Поднебесной.

Борьба с Японией — сюжет, сближающий практически всех китайцев, независимо от их политических взглядов. Но сюжет фильма "Восемьсот" можно даже назвать скандальным для коммунистической страны. О роли КПК в разгроме противника упоминается лишь в одной строчке в финальных титрах. Главные герои — солдаты армии Чан Кайши и его партии Гоминьдан. После победы во Второй мировой войне они были главным врагом китайских коммунистов, а флаг, который назло японцам реет над Шанхаем, сейчас используется Китайской республикой, контролирующей остров Тайвань. Это единственная территория Китая, которую коммунисты не смогли занять по итогам Гражданской войны. А ведь ещё совсем недавно гоминьдановцев в китайском кино можно было увидеть лишь в качестве врагов и злодеев.

Пересказывать весь фильм было бы неправильно, но краткое описание контекста происходящего всё-таки приведём.

Элитное подразделение китайской армии, подготовленное при помощи Германии и вооружённое немецким оружием, удерживает территорию складов на берегу реки. На другом берегу находится Международный сеттельмент — территория, подконтрольная Британии и Франции. Японцы не имеют права вторгаться туда, однако британская администрация не пропускает через мост и китайских солдат. В итоге от оживлённой мирной жизни рукой подать до кровавых батальных сцен, а часть китайцев, находящихся на международной территории, пытается помочь военным. Можно увидеть актёров, персонал казино, активистов в военизированной форме, но не рабочих или партийцев.

Кадр из фильма "Восемьсот"(2020)|Фото: zhihu.com

Задача китайской армии — продержаться несколько дней и показать флаг над китайской частью города во время международной конференции. Японцы не могут применить артиллерию, чтобы ненароком не атаковать иностранные владения, находящиеся через реку, и прибегают ко всяческим ухищрениям, чтобы захватить склады. Снято с размахом, но при этом без надоевшего по многим российским кинокартинам слоумо и других эффектов, втиснутых в фильм непонято зачем. И знаменитых "ружей Бондарчука" тоже нет. Всё, что появляется в кадре, получает затем дальнейшее развитие.

Благодаря тому, что в фильме практически не упоминаются коммунисты, нет и характерных для нас сюжетов "победы вопреки", да и вообще каких-то дискуссий о внутренней политике. В центре только борьба Гоминьдана против Японии, и здесь ярко отражён сюжет о том, что при Чан Кайши Китай не самостоятельный субъект мировой политики, а просто арена борьбы иностранных держав. Солдаты и офицеры могут проявлять героизм, но не в силах изменить исход сражения. Дать им возможность спастись или нет — решают британцы.

Китайский фильм "Восмьсот"(2020)|Фото: zhihu.com

Ярко показан контраст между сражающимися в промзоне солдатами и мирными сыто живущими обывателями на другом берегу реки, что можно считать и отсылкой к расслоению, существующему в современном Китае. Но в общем, в фильме показывается героическая, но безуспешная борьба старых сил, а новые остаются как бы за скобками.

С другой стороны, нужно понимать китайскую специфику. Шанхай — особый город для КПК и вообще для китайского рабочего движения. В Шанхае проходил первый съезд Компартии в 1921 г., а в 1927 г. гоминьдановцы устроили массовую резню коммунистов. Спустя сорок лет, в период Культурной революции, именно здесь был реализован ультралевый проект городской коммуны. Поэтому героизацию солдат Чан Кайши именно в Шанхае многие китайские зрители восприняли негативно.

"В последние сорок лет новая буржуазия стала очень мощной в Китае, в том числе и внутри КПК. Сложная ситуация классовой борьбы проявляется и в идеологии, и в культуре. Киноиндустрия КНР в основном контролируется буржуазными силами и не удивительно, что снимаются фильмы, прославляющие Гоминьдан, а иногда даже американский империализм. В 2008 г. в Шанхае проходили некоторые состязания в рамках Олимпийских игр и на местной церемонии открытия прошло шоу, рассказывающее об истории города. И в нём был пропущен весь период с тридцатых по восьмидесятые годы — практически весь период революционной истории. Многие деятели китайской киноиндустрии весьма подвержены американскому влиянию, они не народные артисты и даже не патриоты", — это мы приводим довольно типичный пример негативного отзыва в китайских соцсетях.

Фильм так и не попал в программу Шанхайского кинофестиваля — якобы по техническим причинам, да и выход ленты задержался почти на год.

Но всё познаётся в сравнении и за рубежом "Восемьсот" смотрится как добротное военное кино. В любом случае и сам фильм, и дискуссия вокруг него позволяют лучше понять Китай. Очень хорошо, что организаторы фестиваля дали такую возможность жителям хотя бы трёх городов в России. И остаётся надеяться, что китайские блокбастеры однажды появятся и в российском прокате.



Павел Мартынов