Аналитика


Очередная пятилетка Вьетнама: успехи и четыре риска
Политика | За рубежом

В Ханое завершил свою работу 13-й съезд Компартии Вьетнама. Страна подвела итог пятилетнего развития и выбрала новый состав ЦК. Успешное голосование смотрится вдвойне интереснее на фоне того, что сейчас в странах буржуазной демократии выборы почти всегда оборачиваются массовым недовольством и беспорядками. Также стомиллионный Вьетнам остаётся одной из крупнейших стран, сохранившей социалистический курс развития. Но подготовка съезда показала, что пред республикой стоит и ряд серьёзных вызовов. Подробности — в материале Накануне.RU.

Свой первый съезд коммунисты Индокитая проводили в 1930 году в эмиграции, а Вьетнам тогда оставался французской колонией. Только в 1951 году партийцы смогли собраться на вьетнамской земле. Тогда же от партии отделились лаосская и камбоджийская организации, а основной задачей съезда было освобождение от иностранного владычества. С тех пор Вьетнам сбросил иго колонизаторов и победил в войне против сильнейшей империалистической державы — США. Ханою удалось завершить объединение родины. И это уникальное достижение — Корея до сих пор остаётся разделённой, а КНР фактически не контролирует Тайвань, где укрылись остатки разбитых гоминьдановцев. Экономика Вьетнама при этом стабильно растёт.

Второй съезд Компартии Вьетнама, 1951 г(2021)|Фото: ru-daihoi13.dangcongsan.vn

Но тут стоит напомнить, что в 1986 году во Вьетнаме тоже начались рыночные реформы. И если по своему облику они скорее походили на китайские, то во фразеологии зазвучали советские обороты горбачёвских времён о "новом мышлении".

"В условиях современных производительных сил, характеризующихся крупномасштабным промышленным производством (когда промышленная революция собирается перейти к четвертой стадии, а производительные силы находятся на более высоком уровне, чем в середине XX в.), частная экономика в целом и частная капиталистическая экономика в частности все еще оказывают положительное влияние на развитие производительных сил. Согласно новой позиции КПВ, может существовать народное государство. Эта точка зрения выражается в следующем: "Наше государство — это социалистическое правовое народное государство, созданное народом и для народа", — отмечал вьетнамский исследователь Нгуен Нгок Ха.

ханой вьетнам(2012)|Фото: Накануне.ru

Положения о диктатуре пролетариата остались, но появились тезисы о том, будто сохранение частной капиталистической экономики необязательно приводит к эксплуатации человека человеком, не все частные капиталистические предприниматели являются эксплуататорами и не все сотрудники являются эксплуатируемыми. Поэтому, согласно теоретическим новшествам КПВ, нет необходимости отменять частную капиталистическую экономику, чтобы прекратить эксплуатацию человека человеком.

Такая уступка, с одной стороны, способствовала активизации частного бизнеса, с другой — ещё в 1994 году КПВ отметила возникновение Четырёх рисков, опасных в среднесрочной перспективе: моральная деградация части членов партии, бюрократия, отчуждение от масс и коррупция. О том, что эти риски сохраняются, с тех пор упоминается на каждом съезде.

"Руководство страны полностью отдаёт себе отчёт в том, как и какими методами следует предотвращать нездоровые, и даже опасные, течения и тенденции в общественно-политической сфере. Причём, главными из этих методов являются убеждение и разъяснение, не более того. В этом смысле многим международным партнёрам Вьетнама, в том числе и России, было бы интересно рассмотреть данный опыт, так как попытки подрыва основ сегодня актуальны везде, включая западную практику. При этом руководство партии и государства ни в коем случае не отмахивается от поставленных кем-то вопросов, а сразу же берёт их на рассмотрение и реализацию", — так охарактеризовал методы работы КПВ председатель Экспертного совета Фонда поддержки научных исследований "Мастерская евразийских идей" Григорий Трофимчук.

13-й съезд Компартии Вьетнама(2021)|Фото: ru-daihoi13.dangcongsan.vn

Тем не менее во Вьетнаме сохраняются оппозиционные настроения — накануне проведения местных партийных конференций, откуда выдвигались делегаты, появилась информация даже о попытке сорвать проведение съезда. Антипартиная деятельность обычно сильная в соцсетях, интернете и зачастую поддерживается из-за рубежа. Ежегодно над оппозиционерами проводится по нескольку десятков процессов, но интернет-агитаторы — не самая большая угроза. Враги вьетнамского социализма не гнушаются даже использования террористических методов. В среде живущих в Канаде эмигрантов была сформирована террористическая группа, боевики которой сумели пробраться в страну и устроить несколько взрывов самодельных бомб. Террористов и их пособников удалось поймать и осудить в сентябре прошлого года.

Перед съездом были усилены меры безопасности. Также возникла вспышка ковида, которую часть вьетнамцев сочла поводом для введения дополнительных карантинных мер. Съезд прошёл без происшествий, однако КПВ приходится учитывать самые разные экстремистские угрозы.

Суд над террористической группой во Вьетнаме(2021)|Фото: Reuters

И всё же основной проблемой сейчас остаются разногласия внутри партии. Китайские источники сообщают о том, что в 2014 году в партии высказывались предложения о том, чтобы переименовать Социалистическую республику Вьетнам в Демократическую. С одной стороны, так назывался Северный Вьетнам при Хо Ши Мине, с другой — такое переименование на символическом уровне означало бы отказ от завоеваний социализма после объединения страны. Кроме того при всех успехах ВВП Вьетнама сопоставим с размером экономики провинции Гуйчжоу — не самого богатого региона КНР. А цены на недвижимость в Ханое и Хошимине мало отличаются от цен в богатых китайских мегаполисах. То есть вьетнамцы продолжают жить весьма скромно, при этом за годы обновления сложилось серьёзное имущественное неравенство. Это и служит основой для возникновения социального недовольства.

Ещё одной особенностью нынешнего Вьетнама является его лавирование между интересами Китая и Соединённых Штатов. Генеральным секретарём ЦК КПВ переизбран Нгуен Фу Чонг — бывший стажёр Академии общественных наук при ЦК КПСС в Москве, обучавшийся там партийному строительству. В Советском Союзе учились или работали многие представители вьетнамской элиты, но после того как сократилось экономическое взаимодействие, а из Камрани была выведена наша военная база и политическое влияние России стало несравненно меньше, Москва хоть и осталась другом и партнёром, но уже лишь одним из многих для Ханоя.

В любом случае весьма интересно, что Вьетнам, долгое время бывший, в отличие от Китая, просоветской страной и начавший реформы практически одновременно с горбачёвской перестройкой, не распался, а продолжает развиваться от одной пятилетки к следующей.

Вьетнам, социализм(2016)|Фото: Накануне.RU



Павел Мартынов