Аналитика


Провал двух министерств: ПО для дистанционки в России нет — Microsoft наше всё?
Образование | В России

Еще в середине апреля прошлого "ковидного" года министр просвещения Сергей Кравцов в интервью телеканалу "Россия-24" сообщил, что в стране к началу нового учебного года разработают аналогичную Zoom платформу для видеосвязи, где будет использовано отечественное программное обеспечение. В мае ему вторил глава Министерства науки и высшего образования Валерий Фальков, он говорил, что необходимо внедрить отечественное программное обеспечение для обучения студентов, работа над этим идет, министр также сетовал, что информационная инфраструктура большинства вузов оказалась не готова к полному переводу учебного процесса онлайн.

"Сыграло свою роль несовершенство национальных цифровых платформ и сервисов организации образовательной деятельности в онлайн формате. В этих условиях мы в максимально короткие сроки должны обеспечить свой суверенитет, доработать и внедрить отечественные цифровые платформы для вузов. Задел в этом направлении у отечественных компаний уже есть", — говорил Фальков.

Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков(2020)|Фото: ТюмГУ

Но лето прошло, начался новый учебный год со старыми вызовами дистанционки, а российское ПО так и не подоспело, видимо, поэтому российским школам разрешили самостоятельно выбирать программное обеспечение для организации учебного процесса. Но на практике ученикам и преподавателям активно навязывают определенные зарубежные платформы.

Zoom, Teams или дырка от бублика вместо ПО?

"Проект провалился и это позор, — говорит в беседе с Накануне.RU экономист Василий Колташов. — У нас два министерства опозорены просто. То, что мы используем иностранное программное обеспечение, немыслимо. Пандемия продолжается уже год, в министерствах сидит уйма чиновников, которые занимаются всякими стандартами, требованиями, предписаниями, то есть тем, без чего в принципе школы, колледжи проживут. А вот заняться полезной вещью и обеспечить всех своим сервисом для того, чтобы можно было провести на российской площадке удаленное обучение, не могут. В стране немало it-компаний, которые с удовольствием бы выполнили эту задачу, взяли бы этот заказ, просто если бы он исходил от министерств".

В России реализуется нацпроект "Образование", в который входит федеральный проект "Цифровая образовательная среда". На нацпроект выделяется в общей сложности 784,5 млрд руб. Целями является в том числе обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, а также вхождение России в десятку ведущих стран по качеству общего образования.

И не то, чтобы у нас не хватало своих умельцев,российские разработчики создали онлайн-платформу "Ё-стади" для дистанционного развития, тут по ассоциации на память приходят все остальные разработки с подобными приставками, например, канувший в лету проект "Ё-мобиль". Помимо "Ё-стади", Министерство просвещения составило список открытых ресурсов, куда вошли более 15 платформ и онлайн-сервисов.

Но в большинстве своем эти учебные платформы предоставляют каталоги интерактивных образовательных материалов, а не саму возможность проводить дистанционные уроки. Мы узнали у учителей школ, преподавателей вузов и студенческого профсоюза, какой программой и почему пользуются сегодня для дистанционного обучения, и, судя по непредвзятой выборке, в нашей стране до сих пор лидирует Zoom вездесущий (разработчик — Zoom Video Communications, Inc., американская компания коммуникационных технологий со штаб-квартирой в Сан-Хосе, Калифорния), но также много где внедряют другую американскую платформу — Teams от "Майкрософт".

дистанционное обучение, дистанционное образование(2020)|Фото: mos.ru

"У нас используют Zoom и Google meet, потому что они бесплатные, а вуз не оплачивает специализированные платформы. Фактически, именно на преподавателя возложена ответственность за использование той или иной платформы. В личном кабинете просто размещены инструкции для использования разных платформ, а какой мы будем пользоваться, это уже на наш выбор... Zoom в принципе неплох, но в бесплатной версии ограничение по времени 45 минут, и это неудобно. Поэтому для лекций и экзаменов используют Google meet. В системе электронного обучения есть встроенная видеоконференция, но ей не пользуются из-за частых неполадок в системе", — рассказал в беседе с Накануне.RU на условиях анонимности преподаватель педагогического института из Хабаровска.

"У нас используют три платформы: "Мираполис", который все время ломается, Blue big button, который ломается реже, и спасительный Zoom, на который мы со студентами сваливаем, когда все остальное рухнуло. А почему используются эти три — понятия не имею", — признался преподаватель одного из уральских вузов.

"Судя по имеющейся информации, многие вузы занимаются на этих платформах — Zoom и Teams. Последний в УрФУ очень активно используют, Zoom, я бы сказал, плотно вошел в нашу жизнь. Но в образовании лучше, когда используется отечественная платформа, как, например, с вакциной — вакцина у нас своя и используется не только в нашей стране, очень грустно, что российские вузы не пользуются нашим российским программным обеспечением", — рассказал в беседе с Накануне.RU представитель Независимого студенческого профсоюза УрФУ Денис Курочкин.

Как видим, ни одна из популярных платформ не создана российскими умельцами, более того, ни одна из наших платформ даже не называется среди конкурентных. Удивительно, но в ряде екатеринбургских школ, как нам удалось узнать, прямо навязывают использование Teams, что вполне вписывается в агрессивный характер лоббирования продукции "Майкрософт" на просторах РФ. Об этом говорит экономист Василий Колташов.

"Здесь еще встает вопрос — а что "Майкрософт" делает в России? Что делает в России Widows и что в России делает любое другое программное обеспечение этой компании? Почему невозможно купить компьютер, чтобы на нем не был установлен "Майкрософт", редко когда это не так, только в случае, например, с продукцией Apple — там их программное обеспечение. Где национальная операционная система? Положим, что не надо создавать национальную операционную систему, можно взять Ubuntu или любую другую на основе свободных патентов, сделанную с открытыми системными кодами. "Майкрософт" — просто монополист на нашем рынке. И более того, именно эта компания отличалась в санкциях против нас, поддерживает санкции в отношении России, и она получает фантастические привилегии на российском рынке. Что происходит?"

Эксперт уверен, что все технологические преимущества платформы для дистанционного образования от "Майкрософт" явно преувеличены, в целом ПО является неудобным, с вирусами и постоянными всплывающими окнами, чего нет в том же "Убунту", но почему-то именно "Майкрософт" захватил наш рынок и продолжает расширение при любой новой возможности, сегодня такой возможностью стала дистанционка.

Где деньги, Зин?

Василий Колташов уверен, что без политического решения ситуацию не исправить. Государство должно самостоятельно продвигать собственные российские платформы, а не ретироваться спустя несколько месяцев после сообщения о том, что мы начали разработку своих аналогов, которых так и не появилось.

"Проблема наших министерств образования и цифровизации состоит в том, что там работают все те же самые кадры, которые занимались разрушением системы национального образования, науки. Они разрушали ее много лет, и теперь они не будут проводить никакую прогрессивную реформу, сколько бы президент ни обращался к ним и не говорил, что у нас другие приоритеты. Они будут заниматься только тем, что они умеют делать", — считает эксперт.

Впрочем, известный публицист Дарья Митина, в свое время работавшая в Минобразования РФ, считает, что ничего страшного в применении западных платформ в школах нет, арифметика везде арифметика — в уроках нет ничего секретного, так что зачем придумывать велосипед?

"Наше ПО надо разработать на всякий пожарный, если нас действительно отключат от всяких "Свифтов", от мировых информационных систем и попытаются нас полностью изолировать, что крайне маловероятно, хотя к этому надо быть готовым. Но сейчас свое пропихивать, чтобы кто-то распилил деньги, кто-то монопольно этим управлял путем нечестного тендера и на этом зарабатывал? Мы не пионеры в области ПО. Если есть хорошее западное, давайте тогда сидеть на западном. И здесь вопрос не в патриотизме", — говорит она.

С другой стороны, уже и так на цифровизацию было выделено достаточно много денег, но та же пандемия показала, что готовность к дистанту оставляла и оставляет желать лучшего. Не хочет ли глава государства спросить у глав образовательных ведомств, как на днях у министра финансов Антона Силуанова, — а где деньги, Зин?...

"С коррупционной точки зрения, меня, конечно, волнует, где деньги, но в данном случае это не самый главный вопрос, меня больше волнует, что будет с образованием. Если к дистанту относиться, как к вспомогательному инструменту в форс-мажорной ситуации, какая была в том году, то это нормально. Но беда в том, что нашим начальникам от образования это дело дико понравилось, и они хотят распространить все эти технологии на обычное, мирное время, которое неизбежно наступит. Я вижу все большее желание заменить реальное обучение дистантном", — говорит Дарья Митина.



Елена Рычкова