Аналитика


В Перми оставшиеся без кондукторов водители автобусов готовят забастовку
Общество | Пермский край

В Перми водители автобусов готовят забастовку в поддержку коллег с маршрута №4, которые не согласились с тем, что из-за новой системы оплаты проезда вынуждены быть ещё и кондукторами. "Оптимизация" затеяна пока как пилотная, но в дальнейшем должна получить распространение на весь город. И она, мягко говоря, удивила работников на фоне стремления выстроить работу общественного транспорта "по образу и подобию" столицы.

Бескондукторную систему оплаты проезда ввели на двух автобусных маршрутах (№№ 4 и 80), а также одном трамвайном (№6). По условиям пилотного проекта, водителей обязали продавать билеты за наличные. Кроме того, они же должны обеспечивать билетами пассажиров, которые совершают бесплатную пересадку.

В "Союзе водителей автобусов малой, средней и большой вместимости регулярных городских пассажирских маршрутов в Перми" сообщили Накануне.RU, что 11 февраля водители маршрута № 4 провели собрание. На нём они сообщили о трудностях работы после нововведений — например, рабочие места не приспособлены, увеличивается риск дорожно-транспортных происшествий с участием общественного транспорта. 12 февраля водители вышли на рейс, но принимать оплату от пассажиров не стали. 13 февраля бригадира маршрута № 4 отстранили от работы, а водителей, по данным "Союза", устно предупредили о том, что они лишатся премии, которая составляет большую часть зарплаты. Сейчас "Союз" готовит общегородскую забастовку в знак поддержки водителей маршрута №4.

"С датой забастовки ещё не определились. На данный момент мы можем увеличить интервал уже на 21-м маршруте на период от получаса до трёх-четырёх часов, некоторые из них блокировать полностью, есть ещё два межмуниципальных маршрута. Проект по бескондукторной оплате необходимо существенно дорабатывать. Руководство ООО "РТ-Лайн" пытается отрицать инициативу штрафных санкций в отношении водителей четвёртого маршрута", — сказал Накануне.RU водитель автобуса, сотрудник "Союза" Дмитрий Волков.

Общественный транспорт в Перми(2020)|Фото: Накануне.RU

Сегодня, 25 февраля, профсоюз опубликовал требования к работодателю и администрации города. От "РТ-Лайн" требуют отменить санкции против бригадира и водителей маршрута №4.

"Во-вторых, требуем дальше при разрешении коллективных трудовых споров руководства "РТ Лайн" со своим персоналом только строго в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Это подразумевает участие руководства организации в создании или работе примирительной комиссии, переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника, создание временного трудового арбитража, передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, рассмотрение коллективного трудового спора трудовым арбитражем. Также требуем не допустить впредь нарушения трудового законодательства в отношении сотрудников", — говорится в заявлении профсоюза.

От администрации города водители требуют существенно доработать два нововведения: бескондукторную систему оплаты и отмену пересадочных талонов, так как одним лишь оборудованием рабочего места водителя для принятия наличных проблему не решить. В качестве альтернативы "независимый профсоюз" предлагает городскому департаменту транспорта рассмотреть вариант входа пассажиров через передние двери, где установят турникет с валидатором, а вместо пересадочных талонов и билетов за наличный расчёт ввести жетоны, это значительно ускорит время посадки пассажиров и серьёзно облегчит работу водителей.

"Отмена пересадочных талонов за наличный расчёт вызывает сомнения в плане соответствия проекта законным правам пассажиров — возникает дискриминация в отношении к тем, кто в силу тех или иных обстоятельств не имеет возможности пользоваться безналичной системой оплаты в общественном транспорте. Проект требует доработки, пересмотра и отмены в случае нарушения прав", — говорится в сообщении.

Учитывая новые условия контрактов, которые мэрия заключает с перевозчиками, фактически линейный персонал АТП теперь работает в интересах, в том числе, департамента транспорта Перми, полагают в профсоюзе, уточняя, что мэрия должна требовать от руководства перевозчиков соблюдать трудовые права водителей.

Четвёртое требование – стимулировать перевозчиков соблюдать действующее законодательство РФ. Пятое – при проведении различных экспериментов и нововведений больше внимания уделять мнению персонала автотранспортных предприятий города и пассажиров общественного транспорта.

В пресс-службе "РТ-Лайн", которая курирует маршрут №4, Накануне.RU сообщили, что с 8 февраля стартовал второй этап тестового режима бескондукторной оплаты проезда, во время которого кондукторы перестали продавать билеты. За наличные билет можно купить у водителя. Из трёх маршрутов, выбранных для пилотного тестирования, четвёртый является наиболее "пассажиронапряженным" по сравнению с двумя другими.

Общественный транспорт в Перми(2020)|Фото: Накануне.RU

"Службы компании ежедневно обрабатывают информацию по произведенной оплате на маршруте №4. Статистически оплату проезда за наличный расчет совершают, в среднем, 10-15% пассажиров, от 40% до 50% пассажиров пользуются правом бесплатной пересадки. "РТ Лайн" и МКУ "Гортранс" скорректировали расписание движения автобусов для увеличения времени пребывания автобусов на остановках. Компания постоянно проводит инструктажи и совещания и заручилась поддержкой более 85% водителей, работающих на маршруте. Водители маршрута №4 внесли предложения по организации работы контрольно-ревизорской службы непосредственно во время проверки оплаты проезда на линии", — уточнили в организации.

По мнению компании, пилотный проект по тестированию новой системы оплаты проезда на трёх маршрутах, проводимый по инициативе организатора перевозок, позволяет заранее выявить подводные камни, с которыми придется работать при переходе на бескондукторную систему оплаты проезда в общественном транспорте в масштабах всего города.

"Со своей стороны компания приложит максимальные усилия для облегчения перехода на бескондукторную систему оплаты проезда как для пассажиров, так и для сотрудников компании", — говорит руководство "РТ Лайн".

Депутат краевого заксобрания Дарья Эйсфельд в разговоре с Накануне.RU отметила, что бесконтактная оплата проезда через валидатор — ориентир на Москву.

"Расплачиваться через валидатор — правильное нововведение, к этому надо приходить. Но отвлекать водителей не следует. Город у нас "плотный", движение, особенно в "час пик", интенсивное. На мой взгляд, нагружать водителей работой кондуктора нецелесообразно", — сказала она.

Общественный транспорт в Перми(2020)|Фото: Накануне.RU

Её коллега по заксобранию Александр Григоренко считает опасным последствием нововведений сокращение рабочих мест. "Обязывать водителя быть кондуктором неправильно с точки зрения техники безопасности. Во-вторых, это уменьшает количество рабочих мест, что в условиях "коронавирусной" безработицы выглядит странно. Вводить бескондукторную оплату преждевременно. Вопрос не проработали, получился скандал", — сказал Накануне.RU Александр Григоренко.

По его словам, целью введения оплаты проезда через водителя было снижение до 20% количества "зайцев". "Но проблема безбилетников решается увеличением количества контролёров, которые получат право продавать билеты. А эксперимент с отсутствием кондукторов надо сворачивать. Изначально же смысл отказа от кондукторов был какой? Транспортная отрасль была убыточной, после реформы стала ещё более убыточной, власти пытаются сократить таким образом убытки", — сказал политик.

Напомним, транспортная реформа стартовала осенью 2018 г. с подачи на тот момент губернатора Пермского края Максима Решетникова, назвавшего действовавшую тогда систему "исторически сложившимся хаосом". Активно внедрять её в жизнь в Перми начали в 2019 г. и продолжили при новом руководстве области и города — Дмитрии Махонине и Алексее Дёмкине. Её суть состоит в изменении системы финансирования: если раньше частные перевозчики забирали билетную выручку с маршрутов и сами оплачивали все расходы, получая из бюджета компенсации за льготных пассажиров, то теперь всю выручку себе забирает муниципалитет, тогда как частные перевозчики стали фактически "наёмными работниками" — они получают контракты за выполнение определенной работы, а деньги — за каждый километр пробега. Однако выяснилось, что в 2020 г. бюджет потерял больше 700 млн руб. из-за безбилетников. Еще 378 млн руб. транспортная отрасль не досчиталась из-за введённых во время пандемии коронавируса ограничений. Всего, по подсчетам городских властей, город не досчитался 1,8 млрд руб. По мнению депутатов, цифра больше и составляет 2 млрд руб. Видимо, покрывать эту транспортную "дыру" власти региона и города решили за счет простых работяг?



Михаил Лукашкин