Аналитика


Язык до Госдумы доведет
Политика | В России

Спикер нижней палаты парламента России Вячеслав Володин предлагает подумать над юридическим закреплением обязательств депутатов перед избирателями. Пока, впрочем, внятного механизма реализации такого законопроекта ни сам Володин, ни его пресс-служба, распространившая заявление, не предложили. В самом деле, непонятно тут очень многое – кто и где, скажем, будет фиксировать обещания кандидатов в ходе предвыборной кампании, нотариусы что ли? А если вдруг кандидат, ставший депутатом, все-таки не выполнил свои обещания, то какие санкции против него предлагаются? Ну, и так далее, спорная инициатива как раз из разряда тех, как нам кажется, когда сам же Володин первым и может угодить под каток нового законодательства.

Понятно, что на носу выборы в Госдуму и все больше и больше различных инициатив будет появляться в информационной повестке. Инициатив, отдающих с одной стороны волюнтаризмом и пропитанных самым что ни на есть популизмом весьма дешевого пошиба. По принципу, вы за меня голосуйте, а я в будущем созыве Госдумы сделаю так, что всем, сразу и везде будет хорошо!

"Мы видим, что в течение каждого созыва есть примеры, когда о данных обещаниях забывают, оправдывая это популистскими заявлениями. Если мы найдем решение о закреплении обращений граждан к депутатам, это будет нас ко многому обязывать. Работа депутатов станет более содержательной и результативной, что в итоге в том числе повысит качество законодательной власти, которая одновременно является и представительной", – так дословно звучит мысль Володина, которую, повторяем, распространила перед выходными его пресс-служба.

То есть это официальная позиция нынешнего спикера и, видимо, согласованная, отмежеваться в случае чего от этого будет сложно. А то, знаете, как бывает? Мол, это журналисты и зловредные СМИ все исказили и переврали, я такого не говорил, слова вырваны из контекста и т.д. В данном случае – не получится.

Даже не хочется вспоминать некоторые наиболее гнусные поступки отдельных кандидатов и депутатов по отношению к своим избирателям, например, в ряде мест доходило до того, что взбешенные чем-то (результатами выборов, например) избранники начинали демонтировать ранее установленные за их счет детские площадки. Такие примеры, их, к счастью немного, но они есть, как раз и демонстрируют всю нелепость предложения Володина.

В самом деле, если предлагается фиксировать обещания одних сделать то-то и то-то, значит, должно быть зафиксировано и обязательство другой стороны, это принцип любой договорной системы. Вы мне – кресло в Госдуме (областной думе или там даже в сельсовете), я вам лампочки во дворах, скамейки и детские площадки. Но и вы должны будете голосовать не так, как хочется и за кого хочется, а голосовать нужно будет, как определено "сверху". А иначе, согласитесь – какой же это юридический документ?!

А если кто нарушает свои обязательства, то да будет предан анафеме!

Это прямо-таки какой-то феодализм западноевропейского образца вырисовывается, если, конечно же, буквально следовать логике Володина. Как все помнят, в ту далекую эпоху герцоги и бароны были вольны по своему усмотрению казнить и миловать в своих владениях, могли чеканить монету и созывать войско, чтобы поддерживать еще более высокопоставленного сеньора. Холопы, ремесленники и горожане имели право верно служить собственному сюзерену, а переход от одного к другому хозяину обставлялся таким множеством условий, что фактически был невозможен. Есть и различия – феодал приносил клятву верности не собственным неразумным слугам, а более высокому покровителю в иерархии, приносил её в церкви (ну, либо в присутствии духовных особ) и как раз нарушение такой клятвы считалось самым большим грехом. Нарушение было грехом, повторимся, по отношению к вышестоящему лицу, а не нарушение обязательств по отношению к собственным поданным!

Думается, сам Володин легко может вспомнить некоторые обещания и тем более их нарушения прямо из новейшей истории России. То один высокопоставленный товарищ клятвенно заверяет всех, что никакого дефолта не может быть и не будет за два дня до оного, то в той же Госдуме весной 2018 года министр финансов клянется, что повышения налогов не рассматривается и не предвидится, после чего спокойно вводится 20-процентный НДС. Да и жители буквально всех регионов страны могут, наверное, без труда припомнить и предъявить своим депутатам целый ворох обещаний, обязательств и заведомо невыполнимых идей, с этим как раз проблем не предвидится. Наказывать кого и как в таком случае?

Завершая, прямо на поверхности лежит вопрос о проведении осенью 2018 года так называемой пенсионной "реформы", нововведения, которое оставило целый класс трудящихся в России в буквальном смысле слова без куска хлеба. Люди 45 и 50 "плюс" и так, мягко говоря, не нужны никому на рынке труда, так им еще и увеличили выход на пенсию на двадцать и больше лет! И кто за это ответит?

Володин, "топивший" в Госдуме за принятие закона, или, например, сразу председатель партии "Единая Россия" Дмитрий Медведев? А ведь с поднятием возраста выхода на пенсию те же депутаты и министры обещали и повышение размера пенсий. И что, кто-то ощущает это, да еще и на фоне рекордного роста цен? Или как быть с обещаниями Владимира Путина вообще не поднимать пенсионный возраст, "пока он президент"?

И вот что теперь с этими тезисами делать? Кажется, принуждение к исполнению обещаний депутатов и высших чиновников могло бы оказаться покруче любого сценария "революции" – хоть "сверху", хоть "снизу", интересно, осознает ли это Володин?



Денис Лузин