Аналитика


Что такое постковидный синдром и как COVID ломает психику?
Наука и техника | В России

Коронавирус вредит не только легким, но и подрывает психику. Ряд исследователей утверждают, что при взаимодействии белка коронавирусной инфекции (SARS-CoV-2) и белков человека нарушается стабильность генома, которая влечет когнитивные нарушения. Однако получить их можно, и не заражаясь ковидом: нестабильный информационный фон, нагнетание паники в СМИ, введение ограничений из-за пандемии – все это усугубляет проблемы. Среди возможных побочных действий: депрессия, тревога, суицидальные мысли.

В прошлом году в международную классификацию болезней (МКБ-10) внесли постковидный синдром. Правда, самого слова "синдром" там нет. Состояниям после перенесенного коронавируса назначили коды U08.9, U09.9 и U10.9. Они вошли в список заболеваний категории U — "неопределенной этиологии или использования в чрезвычайных ситуациях":

Коронавирус не проходит бесследно. Он, как и любой другой вирус, ослабляет иммунитет и усугубляет хронические заболевания у переболевшего. Но спецификой COVID, в отличие от ОРВИ и гриппа, является то, как он влияет на психику.

"Наряду с поражением легких, нередко у пациентов, которые переболели COVID-19, наблюдаются различного рода неврологические и психические нарушения. Американские специалисты приводят совершенно шокирующие данные о том, что более 80% людей, которые госпитализированы со средним или тяжелым течением коронавирусной инфекции, имеют хотя бы один симптом, ассоцированный с поражением нервной системы", — утверждает академик, вице-президент РАН, председатель Научного совета РАН "Науки о жизни" Владимир Чехонин.

У пациентов, перенесших коронавирус в тяжелой форме, когнитивные функции снизились более, чем на 50%, добавляет ученый. Чаще всего переболевшие ковидом жалуются на тревожность, бессонницу, депрессивные симптомы, симптомы посттравматического стрессового расстройства, обсессивно-компульсивные расстройства.

Сегодня ученые изучают причины возникновения психических расстройств после коронавируса.

"Этиология и патогенез поражения тканей мозга окончательно не выяснен, над этим работают специалисты федеральных фундаментальных центров мира, однако до конца определенного патогенетического варианта, который бы объяснил поражение нервной ткани и поражение психического генеза, на сегодняшний день нет", — отмечает Владимир Чехонин.

По словам академика, некоторые исследователи видят причину психических нарушений в системном тромбоваскулите — воспалительной реакции головного мозга аутоиммунного характера. Однако есть и противоположные данные о том, что тромбоваскулит не играет определяющей роли, хотя в то же время может сопутствовать развитию коронавирусной инфекции.

Депрессия — одно из проявлений "постковидного синдрома", так считает председатель правления Московского городского научного общества терапевтов Павел Воробьев.

"Мы придерживаемся теории, что причина осложнений — тромбоваскулит, воспаление, возникающее как некая аутоиммунная реакция на ковид. Из-за него поражается нервная ткань, в том числе и в головном мозге. Это приводит к разбалансировке всего организма. Подобный эффект хорошо известен. Есть такое заболевание, как "синдром хронической усталости". Оно практически совпадает по симптоматике с постковидным синдромом", — рассказал "Би-би-си" Павел Воробьев.

На психику влияет не только сам вирус, поражающий организм при заражении, но и общий информационный фон, сопровождающий пандемию.

"Продолжительная паника, которую стимулируют СМИ, серьезно истощает людей и способствует развитию целого ряда психических расстройств", — замечает Чехонин.

Нагнетаемый тревожный информационный фон, невозможность вести привычный образ жизни, проблемы с работой, неопределенность будущего — это дополнительные факторы стресса, которые могут привести к развитию тревожных расстройств, на это указывает член-корреспондент РАН, главный внештатный специалист психиатр Минздрава РФ, и.о. гендиректора Центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Зураб Кекелидзе.

Он рассказал, что в прошлом году центр имени Сербского открыл горячую линию психологической помощи, на которую в апреле, в разгар пандемии, приходило до 114 обращений в сутки. Теперь ковидной ситуации касаются только 10% обращений вместо прошлогодних 45%, но звонки по-прежнему продолжают поступать.

После вспышки коронавируса в Китае — в конце января-начале февраля прошлого года — более половины опрошенных заявили о психологических нарушениях, такие данные приводит член-корреспондент РАН, заведующий кафедрой психиатрии, наркологии и психотерапии Московского государственного медико-стоматологического института им. А.И. Евдокимова Борис Цыганков.

Основные психологические расстройства, которые наблюдались у переболевших коронавирусом: депрессия, тревога, посттравматическое стрессовое расстройство, психоз, делирий, нервномышечные расстройства.

"Впервые описанные психозы были записаны не как следствие заболевания COVID, а как ответные реакции на стресс, связанный с пандемией и инфодемией", — добавил Цыганков.

Пациенты рассказывали о страхе заразить и убить этим себя и свою семью, ощущениях, будто вирус контролирует мышление человека и отдает ему команды, иллюзиях зараженности вирусом.

Более всего подвержены нарушениям психики люди с посттравматическим расстройством, участники военных действий, а невротическим расстройствам — пациенты с повышенной раздражительностью, эмоциональной слабостью, неврозами, подчеркнул ученый.

Только четверть опрошенных Национальным медицинским исследовательским центром психиатрии и неврологии им. Бехтерева заявили о наличии аффективных расстройств (1375 человек из 5662).

"Мы опасаемся, что увеличится число пациентов с когнитивными нарушениями, повысится уровень суицидального поведения", — говорит доктор медицинских наук, директор центра им. В.М. Бехтерева Николай Незнанов.

"Последствия кризиса психического здоровья при COVID-19, включая суицидальное поведение, будут присутствовать в течение длительного времени и достигнут пика после фактической пандемии", — привел Незнанов прогнозы зарубежных коллег.

К общей тревоге от пандемии добавилась и боязнь вакцинации, заметил ученый.

Профессор РАН, руководитель лаборатории молекулярной генетики и цитогеномики мозга им. профессора Ю.Б. Юрова Иван Юров заявил, что коронавирус вызывает нестабильность генома, что, в свою очередь, провоцирует когнитивные проблемы, а может также привести к онкологии, бесплодию и иммунодефициту.

"Есть геномная нестабильность, которая связана с проблемами функционирования головного мозга, и есть вирус, который способствует возникновению этой нестабильности", — сообщил Иван Юров.

За геномной нестабильностью нужно наблюдать. "Если она будет возникать и ее уровни будут превышать среднестатистические, то надо будет искать причины этого увеличения и предлагать экзогенное влияние на геномную нестабильность, которая может быть ингибирована (снижение скорости реакций, — прим.)", — заключает ученый.



Анна Смирнова