Аналитика


Дороги, которых нет: ямальский чиновник получил деньги за несуществующие трассы
Общество | Ямало-Ненецкий АО | Уральский ФО

Бывший директор департамента транспорта и дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Варакин, а также трое бизнесменов обвиняются в хищении бюджетных средств, выделенных по муниципальным контрактам на ремонт дорог.

Пост директора департамента Варакин занял в марте 2011 г., сменив на нем Евгения Новоселова. Прежде чиновник работал в должности первого заместителя директора ведомства, куда был назначен в апреле 2010 г. по распоряжению экс-губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина. Карьеру Варакин начинал в "Ямалавтодор", где прошел путь от автомеханика до главного инженера и директора предприятия.

Преступление, в котором сейчас обвиняют чиновника, было совершено в том же 2011 г. Тогда департамент транспорта искал подрядчиков, которые выполнили бы ремонт дорог в селах Ямала. Как считает следствие, по поручению Варакина была составлена аукционная документация, содержащая условия, невыполнимые для других участников аукциона. В результате победу в конкурсе одержали компании "Реском-Тюмень" и "Партнер-Групп". С ними и были заключены контракты на ремонт дорог в сельских поселениях округа.

Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU

Бизнесмены предоставили ложные документы по исполнению условий контракта, похитив таким образом 920 млн руб. По версии следствия, за лоббирование интересов компаний гендиректор "Реском-Тюмень" Владимир Марьин подарил директору дептранса автомобиль БМВ Х5 стоимостью около 1,5 млн руб.

Сейчас фигуранты дела взяты под стражу. Им предъявлены обвинения. В зависимости от роли каждого их подозревают в мошенничестве, совершенном группой лиц в особо крупном размере (часть 4 статьи 159 УК РФ), даче взятке и ее получении (часть 5 статьи 291 УК РФ; часть 6 статьи 290 УК РФ).

Самым интересным в этой истории стало то, что уголовное дело было возбуждено еще в 2014 г. Однако известно о нем стало только в апреле 2018 г. На заседании регионального парламента начальник УМВД России по ЯНАО Александр Удовенко сообщил депутатам о возбуждении некоего уголовного дела "по факту легализации денежных средств".

"В результате проведенных мероприятий совместно с сотрудниками Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России возбуждено уголовное дело по факту легализации денежных средств на сумму свыше 90 млн руб., полученных в результате совершения мошеннических действий группой лиц, состоящей из руководителей коммерческих организаций и бывшего руководителя департамента транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО", – сообщалось в отчете о деятельности ямальской полиции за 2017 год.

Власти автономного округа не афишировали истинных причин отставки чиновника. Официальная причина – 16 марта 2015 г. истек контракт, продлевать его не стали. О претензиях к работе главы дептранса нигде не сообщалось.

Между тем Варакин был далеко не первым чиновником из свиты Кобылкина, что ушел в отставку в связи с коррупционным скандалом. В 2017 г. был осужден директор департамента по физической культуре и спорту Александр Эйрих за то, что получил в качестве взятки часть субсидии, выделенной на волейбольный клуб "Факел". Годом ранее осудили директора департамента АПК, торговли и продовольствия Вячеслава Кучеренко, который распорядился купить за бюджетный счет агрокомплексы у своего однокурсника по завышенной цене.

После отставки Варакин был объявлен в федеральный розыск и скрывался в Крыму, в Феодосии. Ориентировка была опубликована на сайте крымской газеты "Kafanews".

"Управлением МВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу разыскивается обвиняемый в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество), Варакин Дмитрий Александрович, 14.01.1974 г.р., уроженец г. Ишим Тюменской области. Ранее проживал в г. Феодосия. Передвигался на автомобиле BMWX5", – говорилось в сообщении с фотографией чиновника.

Дмитрий Варакин, ориентировка(2021)|Фото: kafanews.com

Вообще же, надо сказать, "дорожные" планы ямальских властей всегда отличались размахом. В 2013 г. глава автономного округа Дмитрий Кобылкин поставил амбициозную цель – превратить регион в крупнейший транспортно-логистический центр. Поспособствовать этому должна была дорога Салехард - Надым, сдать которую обещали сперва в 2016 г., потом – в 2018. В результате движение на трассе открыли лишь в 2020 г., уже при новом губернаторе – Дмитрии Артюхове. Назвать эту трассу полностью завершенной пока нельзя. По данным на декабрь 2020 г., только 161 км дороги, общая протяженность которая составляет 344 км, выполнена в твердом покрытии. Еще 183 км – в покрытии из песчано-гравийной смеси, и позволить себе "круглогодичный проезд" по этой трассе может не каждый автомобиль.

Качество остальных дорог пока также оставляет желать лучшего. Осенью прошлого года Артюхов провел масштабный объезд округа, во время которого жители региона буквально засыпали Instagram главы жалобами на разбитые участки. Больше всего жалоб поступило на участок Пуровск - Коротчаево. По словам интернет-пользователей, активная работа там началась только после объявления Артюхова о поездке по округу.

Дмитрий Артюхов, дорога Салехард-Надым(2020)|Фото: yanao.ru

Сразу после возвращения из поездки Артюхов уволил директора департамента транспорта и дорожного хозяйства Ямала Максима Першикова – губернатор остался недоволен работой дорожно-строительного комплекса. С критикой в адрес ямальских трасс выступали также известные люди. Певица Слава, побывав на гастролях в Надыме и Новом Уренгое, сообщила, что пока она ехала из Уренгоя в Надым, у нее "три раза вылетел позвоночник и влетел обратно".

2020 г. нынешний глава Ямала даже объявлял Годом дорог. Власти планировали отремонтировать 400 км трасс. Но по многим объектам работы пришлось перенести на 2021 г. В частности, проблемы сохраняются и с ремонтом трассы Сургут-Салехард. Также власти вновь ищут подрядчика, который отремонтирует дорогу от границы с Югрой до Губкинского. Ранее подобный конкурс неоднократно приходилось переносить. Telegram-канал "ЯсУрала" отмечал, что эта ситуация может быть одним из подтверждений провала Года дорог, ведь, якобы, окружные власти даже заплатили найденному ранее подрядчику, "Тюменской автодорожной компании", по трем контрактам около 270 млн руб., но ремонт так и не доделан. Между тем тюменский подрядчик пытался восстановить этот участок дороги еще в 2019 г., якобы, исполнитель получил два заказа на 490 и 85 млн руб. Но воз и ныне там?

Кроме того, по информации из открытых источников и местных telegram-каналов, новое коррупционное дело в регионе может всплыть в Надымском районе, где, якобы, "исчезла дорога от станции Ныда до Медвежьего месторождения". По данным источников, дорога существует только на бумаге. Строительство велось в 2010 г., цена составляла более 1 млрд руб., и, по словам главы района Леонида Дяченко, "дорога утонула в болотистой почве".

В этом году глава Ямала Дмитрий Артюхов также пообещал отремонтировать 400 км дорог. Правда, на этот раз – за три года. Что из этого будет выполнено, а что будет отложено на "когда-нибудь потом", пока можно только гадать. Возможно, "стиль" работы Варакина до сих пор преследует ямальское правительство на "дорожном" направлении?

Главная повестка дня всегда под рукой – в нашем Telegram-канале.



Ксения Теплякова