Аналитика


Книга Михаила Зыгаря "Все свободны": кто на самом деле спонсировал выборы в 1996 году?
Книжный клуб | В России

Книга Михаила Зыгаря "Все свободны. История о том, как в 1996 году в России закончились выборы" рассказывает, как в нашей стране реально "закончились" выборы, так и не начавшись, а "демократические свободы", взятые Ельциным на щит в 1991 году, сползли, обнажив кривую гримасу "семибанкирщины" и нездоровые амбиции больного президента. Автор говорит устами героев того времени — книга основана на многочисленных интервью, где сами действующие лица случившейся трагикомедии объясняют свои поступки, травят байки и противоречат друг другу — рассказывают, кто стоял за Ельциным, как спонсировалась президентская кампания и какие грязные методы использовались в борьбе с главным оппонентом Геннадием Зюгановым. На самом деле до сих пор величайшей загадкой новейшей истории остается вопрос — так выиграл Зюганов? Хотя многие считают, что никакой загадки тут и нет.

В свое время Дмитрий Медведев "случайно" заявил, что все знают и знали, что победа досталась коммунисту. Но Зыгарь задается вопросом — если так легко было "нарисовать" голоса, то зачем это все было нужно — грязь в газетах, миллиарды займов у Запада, недешевый караван звезд, прокатившийся цирком по разваливающейся России с лозунгом "Голосуй сердцем"? Кажется, книга призвана показать — да, с нарушениями и своей спецификой, но все же первые президентские гонки были реальными, и победитель, пусть больной, пусть немного сорвавшийся с катушек, но он реальный победитель. Думаем, эту тему рано закрывать, и каждый здесь останется при своем мнении.

Книга интересна не только тем, что снимает завесу тайны над сумбурными действиями предвыборного штаба, где боролись два лагеря — либералы во главе с Чубайсом и дочкой Таней и силовики под предводительством генерала Коржакова. Здесь смело представлен слепок времени, когда страна прилипала к экранам, оглушенная появившейся рекламой, когда дети учили историю не в школе, а на роликах "Банка Империал", как будущие олигархи делили государственную собственность, Чубайс устраивал аукционы — довольно подробно изложены все махинации и нарушения — а Ельцин из борца за свободу и независимость превращался в старого, больного, одержимого властью клоуна. Зыгарь выражается мягче и называет его "Королем Лир". А всю эту историю представляет, как приключенческий роман в духе Дюма, где есть мушкетеры, Ришелье и так далее. Миледи, что важно, здесь Березовский. Он плетет интриги и добивается того, чтобы ранее разобщенные бизнесмены сплотились за спиной Ельцина, противостоящего коммунистам.

Рейтинги у Ельцина к 1996 году были низкие, поддержки никакой, народ его не любил и выиграть выборы честно он не мог, даже западные партнеры в лице президента Клинтона говорили об этом откровенно, сколько бы ни менялся обувью наш президент с американским, они переобуваться в его отношении и не думали. Но все же поддерживали "молодую демократию", хотя значение их поддержки сильно преувеличено, как выясняется из книги Зыгаря, основанной на документах и архивных данных. Вся эта история не про то, как Запад финансировал президентскую кампанию и оказал России "медвежью услугу", а про то, как сторонники рыночной экономики лихо и "красиво" провели операцию по превращению бюджетных денег в средства банков на выборы:

"Схема, которую придумал первый замминистра финансов Андрей Вавилов, создает иллюзию, что штаб Бориса Ельцина финансируют банкиры. На самом деле вся кампания оплачивается из казны, но Министерство финансов не может открыто отдавать деньги на поддержку кандидата Ельцина, поэтому проводит их через коммерческие банки. Схема выглядит примерно так. В стране огромное количество предприятий, которые имеют налоговую задолженность. Каждое предприятие обслуживается в каком-нибудь банке. Минфин дает банку право отдать долги предприятия, причем заплатить государству не всю сумму, а, скажем, 30%. Теперь банку нужно разобраться с самим предприятием-должником. У него надо выбить деньги — не все, а хотя бы часть, например, 50% своего долга. В итоге банк заработал целых 20% — и большую часть из них он отдает на предвыборную кампанию Ельцина".

Конечно, были иностранные консультанты, но настолько мелкие сошки — в США были свои выборы в то время, так что основные специалисты крутились в Белом Доме, да и те, если честно, пребывали в некотором шоке от местного колорита. Им честно сказали — надо добиться, чтобы Ельцин победил или, если это нереально, сказать нам, что нужно отменить выборы. Очень демократично. Мало кто помнит, но мысль с отменой выборов из-за "расколотого общества" по официальной версии, а по-настоящему из-за страха, что к власти вернутся коммунисты, витала в воздухе и очень нравилась самому ЕБН.

Что касается лозунгов — "Голосуй или проиграешь", то это точная копия с американского бренда, но его "слизали" по собственной воле для привлечения молодежи, а не навязали злые и циничные агенты из ЦРУ. По крайней мере, из книги это явственно следует. Интересно, что второй слоган, рассчитанный на возрастную категорию, появился из рассуждений, что у людей реально нет никаких рациональных оснований, чтобы голосовать за Ельцина, так что ум надо отбросить, и кто-то пошутил, что голосовать надо сердцем. Так "Голосуй сердцем" стал хитом сезона. Иронично, что голосовать сердцем предлагали за кандидата, который за это время пережил несколько инфарктов и к концу предвыборной страды был разбит и едва держался на ногах во время инаугурации.

А дальше — дележка телестанций, нефтяных компаний, промышленных гигантов, борьба с "красными директорами" и "красными регионами", нелепые и смешные выдумки журналистов из либеральной агитационной газеты "Не дай бог" и откровения про Зюганова (впрочем, не новые), который, по свидетельствам очевидцев в конце книги, как будто бы совсем и не расстроился, что проиграл.

В книге рассказы о подковерных играх соседствуют с историями, как были пропитаны политикой массовая культура, реклама и журналистика, и чьи умелые руки творили новую идеологию. Есть и откровенные истории о фриках, таких как генерал Рогозин, он со своими "паранормальными" отчетами о ретроградном Меркурии был очень востребован в Кремле и во сне пытался воздействовать на умы всех людей, пресс-секретарь президента ездил к Ванге, по телевизору был Чумак, Глоба придумывал гороскопы, а на фоне — война в Чечне и пляски Ельцина с Осиным.

Книга будит болезненные воспоминания для всей страны, когда деньги для бюджетников собирали "с миру по нитке", а новый класс олигархов только осознавал себя и понимал, какие силы сосредоточены в их потных ладошках. Потных, потому что тогда в 1996 году они еще боялись, что придут коммунисты и их красивая жизнь закончится, может, в переносном смысле, а может, и в прямом. Вся предвыборная кампания Ельцина была основана на страхе — людям твердили: "еды не будет", "начнутся расстрелы", "ваши дома будут подлежать национализации". В психологии это называется "переносом" — вполне реальные опасения одной маленькой, но очень хитрой группы людей, проецировалась на все население в целом.



Елена Рычкова