Аналитика


Почему в Индии резкий рост заболеваемости коронавирусом совпал с началом массовой вакцинации?
Общество | За рубежом

Индия уже много дней бьет рекорды по числу новых случаев коронавируса. В стране выявляют более 300 тыс. случаев в день. Для страны с населением 1,4 млрд человек это всего лишь 0,025% в день, то есть формально до превышения эпидемического порога далеко. Но совсем недавно в республике ситуация была вполне благополучной, и мы даже писали об Индии как стране, которая сумела победить коронавирус простыми средствами, хотя в прошлом году многие предсказывали ей катастрофу. Сейчас же местные власти стонут от наплыва заболевших и резкого роста смертности. Что же случилось?

Еще в конце февраля ничто не предвещало проблем. В сутки выявляли по 10-15 тыс. случаев, а умирало порядка 100 человек. Для Индии это ничто. Однако в начале марта начался быстрый рост – за два месяца более чем в 20 раз! Те же пропорции и по смертности.

Привычным объяснением является некий новый штамм, который и привел к резкому росту заболеваемости. Также указывают на ослабление ограничений и малую долю привитых. ВОЗ эти объяснения поддерживает. Но они не представляются убедительными. Новые мутации коронавируса появляются практически каждую неделю. В том числе мутацию коронавируса B.1.617 впервые зафиксировали в Индии в конце прошлого года. Почему именно в марте начался резкий рост? И именно в Индии. Разве в других странах вирусы не мутируют? Индийский же штамм выявлен во многих других странах, где нет никакого роста. С одной стороны, любой рост когда-то начинается. Но с другой стороны, никакой причинной связи между мутациями и ростом заболеваемости нигде и никогда представлено не было. Единственное объяснение – мутации могут быть более заразными. То есть объяснения нет.

"Секвенирование вирусных геномов, проводимое в 10 индийских лабораториях, расположенных в разных штатах, показало структуру коронавирусных штаммов. Превалирования какого-либо одного штамма, что могло бы вызвать столь мощную вспышку, просто нет", – говорит профессор Александр Кухарчук из Мумбаи, которого цитирует "ДокторПитер".

коронавирус, Индия, заболеваемость(2021)|Фото: worldometers.info

Суточное число новых случаев коронавируса в Индии

Вторая причина – ослабление ограничений – убедительна еще меньше. Во многих странах, в том числе в России, власти жалуются на то, что люди устали и менее строго соблюдают запреты и предписания, но заболеваемость там постоянна или снижается. Так что это никак не может быть особенностью Индии.

Малая доля вакцинированных тоже не является удовлетворительным объяснением. К тому же не такая уж малая – 7% привиты одной дозой и еще почти 2% двумя. В России и многих других странах вакцинировано примерно столько же, но никакого роста заболеваемости нет. А кроме того, это объяснение противоречит элементарной логике. Ведь еще зимой в Индии вообще не было привитых, а ситуация была благополучной. Если что-то не произошло, это не может быть причиной. Причина - это когда что-то произошло. Поэтому что-то должно было произойти в Индии, что и привело к резкому росту заболеваемости и смертности. Что же?

Доктор медицинских наук, специалист по особо опасным болезням Владислав Жемчугов считает, что власти Индии выпустили ситуацию из-под контроля, ведь рост заболеваемости практически экспоненциальный. И нет никаких мер, которые бы ее притормаживали. Он полагает, что росту заболеваемости поспособствовал проведенный в стране неделю назад фестиваль "Праздник кувшина" с массовым купанием в реке Ганг. К тому же в Индии очень высокая плотность населения, жара и влажность.

"Был праздник, и несколько миллионов пришли, все искупались в Ганге. Ни о каких защитных мерах не шла речь", – сказал он.

Однако и до этого заболеваемость быстро росла, так что праздник почти не изменил уже существовавшей динамики. И объяснение Жемчугова больше похоже на констатацию факта, а не на его причину.

Ряд экспертов ожидают роста заболеваемости и в России из-за завоза случаев из Индии. Но директор Федерального исследовательского Центра вирусологии и микробиологии Денис Колбасов призывает не преувеличивать возможную опасность, так как важно просто не упустить момент и вовремя отреагировать. Ведь еще в декабре пугали "британским штаммом", но пока ничего страшного не произошло.

СМИ описывают происходящее в Индии только в одном ключе – что там все ужасно (забитые больницы, крематории и т.д.) и как мало людей вакцинированы. Все так, но подспудно продвигается одна мысль – нужно делать как можно больше прививок. Индийские власти вторят этому глобальному дискурсу.

"С 1 мая вакцина будет доступна в стране каждому человеку старше 18 лет. Корпоративный сектор и компании также смогут участвовать в программе вакцинации своих сотрудников", – заявил премьер-министр Индии Нарендра Моди.

Но как быть с тем известным правилом, что прививочную кампанию нельзя запускать во время распространения инфекции? Об этом предупреждал ВОЗ вакцинолог Герт Ван ден Босше, работавший в Глобальном альянсе вакцин и иммунизации. Он указывает, что тем самым закладывается мина, потому что "мы превращаем вакцинированных в бессимптомных носителей инфекционных вариантов". По его словам, это прописная истина вакцинологии. Но все думают только о краткосрочном эффекте, не задумываясь о долгосрочных последствиях. Против спешки с вакцинацией выступали и многие заслуженные российские врачи: Игорь Гундаров, Павел Воробьев, Александр Редько и другие. Все они отмечают одно: вакцина была проверена очень быстро, что в свете применения новых генных технологий, которые на людях ранее не применялись, недопустимо.

Мы полагаем, что должна рассматриваться и "запрещенная" гипотеза – о том, что резкий рост заболеваемости спровоцировала вакцинация. Хотя бы как гипотеза. В случае Индии совпадение просто поразительное – оба процесса совпали по времени, они начались в начале марте. Вакцины кололи и в январе, но именно в марте началась массовая вакцинация, и одновременно с нею быстро пошла в рост заболеваемость. Никакой необходимости в массовой вакцинации не было, но индийские власти решили поискать от добра добра.

Темпы вакцинации в Индии одни из самых высоких в мире: 120 млн человек уже получили одну дозу, а 22 млн – обе. Это третий абсолютный показатель в мире. Причем при быстрых темпах вакцинации быстрый рост заболеваемости наблюдается и в других странах, например Бразилии и Чили. Правда, там не было такого резко выраженного старта. Но и в других странах наблюдались такие же совпадения. Так, на Мальдивах, южном соседе Индии, где одной дозой вакцинировано уже 54% населения, заболеваемость и не думает спадать. Там очень малое население, так что на это никто не обращает внимания. А зря. Рост начался в январе, как раз вместе с прививочной кампанией, и в феврале достиг такого же максимума, как было в августе. Только тогда он продолжался менее месяца, а сейчас уже три месяца. А в апреле еще больше пошел в рост. А ведь привиты одной дозой уже больше половины населения (15% – двумя).

Похожая ситуация в ОАЭ. Там в январе началась прививочная кампания, и одновременно случился быстрый рост заболеваемости. Да, в феврале ситуация улучшилась, но она и сегодня, когда 51% населения привиты одной дозой, а 39% двумя, гораздо хуже, чем было до вакцинации.

Подобная динамика имеет место и в других странах. К примеру, в Турции и Германии, где с февраля, когда началась вакцинация, ситуация значительно ухудшилась и намного хуже, чем в прошлом году. Как же так? Ведь людям ударными темпами вводят "спасительные вакцины" (так их называют многие чиновники). Но ситуация не только не лучше, а хуже, чем была до вакцинации. Может, Герт Ван ден Босше был прав и вакцинацию нельзя проводить во время распространения инфекции?

Да, в некоторых странах, где вакцинация была быстро проведена, коронавирус очень сильно отступил. Например, в Израиле. Однако там на фоне массовой вакцинации сильно выросла общая смертность. Так, за первые 2,5 месяца 2021 года рост составил половину всего прошлогоднего роста. А январь и февраль 2021 года, как раз месяцы вакцинации, стали самыми смертоносными за последнее десятилетие – рост на 22% по сравнению с прошлым годом. В том числе среди молодежи 20-29 лет умерших на 32% больше. А ведь от коронавируса молодежь почти не умирает. От чего же они все умерли? Это тем более подозрительно, что наблюдается корреляция между количеством вакцин, введенных за сутки, и суточным числом смертей в течение 10 дней после дня вакцинации. Иными словами, кривая общей суточной смертности качественно совпадает с кривой суточного числа привитых и отстает от нее на несколько дней.

Почему же об этом не говорят? Очевидно, потому, что это противоречит своего рода догматическому положению, что нужно вакцинировать 70% населения, и как можно скорее. Но факты заставляют предположить, что и в этом случае ничего не закончится. Ведь вакцинированные, в отличие от переболевших, становятся гарантированными носителями вируса. И неизвестно еще, сколько сохраняется эта заразность, ведь людям вводят ген, который обратно уже не выведешь.

Не говоря о долгосрочных последствиях новых генетических вакцин, уже сегодня невозможно игнорировать факты ухудшения ситуации с коронавирусом во многих странах, ударными темпами проводящими вакцинацию. Индия – ярчайший тому пример. Как уже ясно, вакцинация не останавливает заболеваемость, а в достижение вожделенного коллективного иммунитета приходится просто верить. Иммунитет от ОРЗ даже после прививки сохраняется лишь несколько месяцев (недаром ее предлагают колоть каждый год). И пока будет вакцинирована требуемая доля населения, те, кто прививались вначале, уже утратят иммунитет. Эта мысль почему-то никому не приходит в голову. Таким образом, коллективный иммунитет, о котором твердят власти всех стран, может быть вообще никогда не создан. А нужен ли он? Или нужно лишь основание для бесконечного конвейера вакцинации?



Евгений Чернышёв