Аналитика


Всех слить: что стоит за инициативой Хуснуллина?
Политика | Курганская область | Тюменская область | СЗФО | Дальневосточный ФО | Уральский ФО | В России

Заместитель руководителя Правительства Марат Хуснуллин предлагает довольно революционный план обустройства России, правда, оговаривая, что пока это – лишь его точка зрения. Мнения экспертов, с которыми поговорило Накануне.RU, разделились.

"Не хочу этим заниматься!"

Все началось с выступления приглашенного на конференцию Хуснуллина в Высшей школе экономике, именно там он и сделал свое заявление.

Тезисно: в России избыточность субъектов, а нормальному и более эффективному развитию страны через создание агломераций мешает как раз субъектность отдельных территорий. В качестве примера вице-премьер тут же назвал Еврейскую автономную область (ЕАО), которую, по мнению чиновника, можно было бы ликвидировать путем присоединения к Хабаровскому краю.

Выступающий пошел дальше, заявив о целесообразности слияния таких разных, хотя и соседних субъектов, как Тюменская и Курганская области, обоснование – почему российские граждане, живущие друг от друга на расстоянии менее 200 км, имеют столь разный уровень жизни и, соответственно, очень разные возможности? Жителям Тюмени и округов повезло с нефтью и газом, а у жителей Зауралья минеральных ресурсов нет и не было, но ведь это же не заслуга губернаторов (в первом случае), так получилось.

Спорить, по крайней мере с этим, действительно тяжело. Если возвращаться к Еврейской автономии, да и к Хакасии, и еще паре десятков российских субъектов, всегда бывших планово-убыточными, то выход из их вечной дотационной "кармы" через ликвидацию и слияние с более успешными экономическими соседями представляется разумным.

"Сразу скажу, это мое личное мнение, это не официально моя позиция, потому что она пока не согласована в правительстве. Во-первых, я считаю, что нам 85 регионов не нужно", – объяснил Хуснуллин, добавив, что, цитируем по ТАСС, "не хочет заниматься Еврейской областью с точки зрения трудозатрат". По его словам, для дальнейшего поступательного развития страны нужно ориентироваться на примерно 21 крупную агломерацию и 3 тыс. опорных пунктов в сельской местности.

Разумеется, что мнение вице-премьера очень сильно не понравилось (и, думаем, будут и еще недовольные!) руководителям самих перечисленных субъектов. Первым, естественно, выступил резко против глава ЕАО Ростислав Гольдштейн, который настаивает на том, что решать должны жители, например, в ходе референдума, а не Хуснуллин. Глава Гольдштейн зачем-то даже добавил, что вопросами автономии в ежедневном режиме постоянно занят и полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев, но сам Трутнев пока молчит и не факт, что станет высказываться.

Просто для справки добавим, что по территории Еврейская автономная область довольно небольшой субъект (60 место по размеру), а проживает в нем чуть более 156 тыс. человек (82 место по количеству населения в субъектах), перепись населения 2010 года определила граждан еврейского происхождения в субъекте на уровне 1,5%. Государственными языками являются русский и идиш, вообще, это такой уникальный случай в мире с автономностью и государственностью еврейского народа, уникальный, разумеется, после Израиля…

Объединению – нет!

Мы неслучайно сказали, что Хуснуллин оговорился – это, мол, его личное мнение и его личная позиция, в Правительстве пока никто всерьез такое не рассматривает. Но так ли это?

Периодически идея укрупнения регионов все-таки прорывается в повестку, вспомните, год-полтора назад было много споров о слиянии Архангельской области и Ненецкого автономного округа, с этой идеей на выборы выходил тогда кандидат Александр Цыбульский. Из-за общественного недовольства, из-за неутихающих протестов и политической активности граждан вокруг мусорного полигона на Шиесе идею решили попросту "похерить". В смысле не стали дразнить людей, а Цыбульский получил возможность спокойно избраться.

Еще более свежий пример – заявление спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, которое она сделала в 2020 году. Спикер верхней палаты тоже говорила о целесообразности укрупнения регионов, правда, детального плана тогда не представила, но тренд был заявлен.

От себя добавим, что тема ликвидации избыточных с точки зрения государственных интересов субъектов, в общем-то, никогда и не уходила из повестки. Последние большие реформы в этом смысле прошли буквально недавно, чуть более десяти лет назад, вспомните, тогда Таймыр влили в Красноярский край, огромный регион и без полуострова. На карте страны после "разгула" 90-х и парада суверенитетов появились понятные Забайкальский и Пермский край, Камчатский край и т.д. и т.п. И все-таки, видимо, требуется очередная волна укрупнений, о чем собственно и говорят хоть Хуснуллин, хоть Матвиенко.

"Идея целесообразности существования некоторых регионов как отдельных административных единиц, конечно же, не новая. Скажем, были планы слияния в один регион Брянской, Смоленской и Орловской областей, но жители высказались резко против, всех этих субъектов. Они против! А я как представитель Брянской области получил свою порцию критики!" – рассказывает доктор экономических наук, депутат Госдумы Сергей Калашников. Идея слияния трех близких по структуре производства и экономике регионов лежит вроде бы на поверхности, но население категорически против.

"Сами понимаете, раз против, мало кто из управленцев решится на такой шаг, тем более не будет ни о чем подобном заявлять. Тем более – в год парламентских выборов, хотя, повторюсь, целесообразность такая есть. Возможно, в будущем мы еще придем к реализации этих идей, но точно не в ближайшем будущем", – уверен сенатор.

"В начале "нулевых" в принципе создание федеральных округов было направлено именно на это, субъекты должны были интегрироваться именно через округа. Что получилось в итоге, мы все видим, но определенные задачи федеральным центром были решены", – говорит Калашников.

Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин не считает, что кто-то в российском Правительстве сегодня всерьез готов рассматривать идеи укрупнения регионов.

"Все сказанное Хуснуллиным надо, во-первых, рассматривать как заявление на конференции и не более того. Во-вторых, сказано это было все-таки сгоряча, никаких подобных планов в Правительстве не было и тем более не обсуждалось. То, что СМИ подхватили это все – тоже понятно", – рассказал нам эксперт. Он указывает, что бывший шеф Хуснуллина – московский мэр Сергей Собянин также периодически делает разного рода заявления на сей счет, например, о создании суперагломерации из Москвы и Московской области.

"И что? Есть вроде бы мнение об экономии бюджетов, об устранении административных барьеров, сокращении чиновничьего аппарата на местах в случае какого-то объединения и слияния. Я вас заверяю – даже с бюджетной экономией не все так просто, расходы только увеличиваются, никто никаких расчетов никогда не представлял. Стоит проведение таких мероприятий очень дорого и не факт, что приведет к положительному эффекту, это как с объединением партий. Слияние совсем не приводит к повышению рейтинга, можно с этими процессами сравнить", – утверждает Алексей Мухин.

На интересный аспект и проблематику укрупнения регионов указал нам Александр Шатилов, декан факультета социологии и политологии Финансового университета при Правительстве. Собеседник отмечает, что любые телодвижения центральной власти могут быть очень негативно восприняты на местах, что приведет только к конфликтности и росту напряжения, а это в условиях обостряющегося противостояния с Западом и санкционного давления попросту никому не нужно.

"Если совсем упрощенно – а зачем? Затеять подобные масштабные изменения сейчас, мягко говоря, задача не из главных. Мы, кстати, время от времени видели же такие идеи по объединению Архангельской области и Ненецкого округа, некоторые иногда говорят даже о слиянии двух субъектов в Крыму, то есть республики и Севастополя. Точно могу сказать, что восторга это не вызывает ни у кого из местных, снова задаюсь вопросом – зачем?" – считает Шатилов.

Эксперт добавляет, что и с идеей превращения Москвы в какой-то просто суперрегион не все так однозначно и просто.

"Знаете, я не особо верю в какие-то амбиции того же Сергея Собянина, который якобы стремиться к созданию какого-то пула "своих" губернаторов. В конце концов, усилиями мэра Москва действительно превратилась в один из самых благоустроенных и привлекательных городов Европы. У Собянина еще очень много целей и задач, поэтому я и не верю в "собянинский пул", – добавляет Шатилов.

С другой стороны, есть определенные проблемы с имиджем градоначальника среди жителей столицы, как говорится, тут еще работать и работать, не все положительно воспринимают его работу. "Однако жители той же Тюменской области шутят – мол, не нравится москвичам Сергей Семенович, верните нам, он нас вполне устраивал", – говорит эксперт.

В общем, укрупнение регионов пока точно откладывается, с другой стороны, кто поручится сегодня, что процесс на будет запущен, например, сразу после выборов в Госдуму?



Денис Лузин