Малые города России со временем вымирают: их жители уезжают в мегаполисы учиться-работать и не возвращаются обратно. Чтобы распределить население страны более равномерно, спасти от исчезновения малые и средние города, повысить рождаемость, их предлагают объединять в синурбические треугольники. Так, равноудаленные друг от друга муниципальные образования можно было бы связать скоростным транспортом, и их жителям не пришлось бы переезжать ради учебы, работы или лечения: удобства можно равномерно распределить между этими городами. Подробности — в материале Накануне.RU.
Один из авторов концепции о синурбических треугольниках, директор Научно-исследовательского и проектного института городского транспорта города Москвы "МосТрансПроект", соавтор книги "Terra Urbana" Александр Поляков привел статистику уничтожения городов.
В 2013 г. в России было 1 тыс. 128 городов, сейчас — 1 тыс. 98, рассказал он на пресс-конференции.
"За восемь лет мы потеряли больше 100 городов в России. Если смотреть статистику с 1991 г. до 2013 г., 801 город потерял численность, это все мелкие города. Крупные города дальше растут, становятся все больше, и вопросы транспорта, мегаполиса становятся все тяжелее", — добавил Поляков.
И у урбанистов возникла идея объединить средние города таким образом, чтобы их жителям не пришлось переезжать в мегаполисы.
"Идея соединить три города в единую транспортную связь, в единую экономическую связь, породила идею создания синурбий, где три средних города соединены между собой железнодорожной связью в пределах 30 минут — 1,5 часов езды. Соединение из трех городов дает новое понятие синурбия. Люди могут жить в одном городе, а отдыхать в другом", — рассказал Александр Поляков.
Жители синурбий сочетали бы прелести деревенской жизни с комфортом большого города, добавил доцент кафедры философии и методологии науки МГУ им. М. В. Ломоносова, соавтор книги "Terra Urbana" Тарас Вархотов.
"Из транспортного треугольника мы приходим к состоянию жизни, в котором люди получают возможность жить в счастливых условиях частного дома и добрососедства, и при этом перемещаться на достаточно большой площади в места, где располагается рекреация, учебные заведения, больницы и так далее", — заметил Вархотов.
В синурбию можно объединить, например, Ярославль, Кострому и Иваново, которые расположены в 80 км друг от друга. По мнению авторов концепции, это возможно при использовании существующей железнодорожной инфраструктуры.
"Расстояние меньше 100 км, но ехать из Иванова до Ярославля — 3 часа 40 мин. Это катастрофически не позволяет связать города и создать из них единую экономическую зону! Электричка из Костромы и Ярославль идет 1 час 50 минут", — рассказал Поляков.
Однако с запуском "Ласточки" из Костромы в Ярославль, которая проходит это расстояние за 1 час 5 минут, ситуация изменилась: появились много людей, которые работают в одном городе, а живут в другом, добавил урбанист.
"Соединяя три средних города, мы получаем что-то вроде одного большого. При этом он не становится единым в смысле сплошной застройки. Все точки сохраняют свои прелести, включая все то, что находится внутри периметра", — заметил Тарас.
Идея синурбии позволяет сохранить маленькие старые города, обладающие своей самобытностью и историей, но лишенные благ больших мегаполисов.
"Люди хотели бы там остаться, но во всех этих городах чего-то нет. Чем меньше город, тем больше в нем нет. Соединив три города, где есть разное, мы получаем конструкцию, когда у всех есть все", — констатировал эксперт.
Эксперты предлагают реконструировать существующую инфраструктуру: это дешевле, чем создавать новую, плюс — на стройке появляются новые рабочие места, а значит, создание транспортных треугольников заодно решает проблему безработицы.
Кроме того, синурбии повысят рождаемость: люди, живущие в собственных домах, охотнее решаются заводить детей, считает Тарас Вархотов.
Без освоения территорий и в условиях вымерших городов государство теряет контроль над своими землями, добавил он.
Еще одной синурбией могло бы стать объединение Махачкалы, Каспийска и Дербента. Всего в России авторы концепции насчитали 24-25 синурбий, и всего в четырех из них не будет миллионников.
"Грубо говоря, 25% живут в городах-миллионниках, 25% — в синурбиях, 25% — на селе, 25% — в городах рядом с уникальной природой — Горно-Алтайске, Южно-Сахалинске. В конечном итоге мы мечтаем, что 30% будут жить в мегаполисах, а 60% — в синурбиях. Оставшиеся 10% — в малых деревнях и анклавах самобытности", — добавил Поляков.
Развитие транспорта сделало деревни и малые города пригодными для полноценной жизни, заметил руководитель проекта "Пробок.нет" Александр Шумский.
Помимо развития скоростного железнодорожного транспорта, Поляков и Вархотов предлагают развивать водные пути и малую авиацию. "Между городами можно будет перелетать не за полтора часа, а за несколько минут", — мечтает Поляков.
Необязательно ограничиваться треугольником и расстоянием до 150 км, считает заведующий кафедрой "Организация и безопасность движения" Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета Султан Жанказиев.
"Треугольник — не единственная фигура, где могут разместиться равноудаленные объекты", — пояснил он.
По мнению Жанказиева, порог непринятия решения о поездке в соседний город должен увеличиться на несколько сотен километров.
"Появилась возможность достигать территорий, преодолевая большие пространства. Раньше на это надо было решиться. Порог непринятия решения был 70-80 км, сейчас решение не ехать принимается при расстоянии 150-200 км. При принятии синурбий порог непринятия решений будет удаляться на несколько сотен километров", — добавил эксперт.
Для объединения городов в синурбии нужна государственная программа. Вершины треугольника должны распределить между собой блага: например, в одном городе синурбии будет университет, в другом — крупная больница, считает Султан Жанказиев.
Отметим, что на днях заместитель руководителя Правительства Марат Хуснуллин высказался в поддержку объединения регионов. Чиновник привел в пример несколько богатых и бедных субъектов, бюджетная сбалансированность которых могла бы выровняться, если их объединить. По его мнению, Еврейскую автономную область (ЕАО) можно было бы ликвидировать, присоединив к Хабаровскому краю.
Главная повестка дня всегда под рукой – в нашем Telegram-канале.