Аналитика


Протасевича сняли с небес на землю — о чем он расскажет и что будет с Лукашенко?
Политика | В России | В бывшем СССР | За рубежом

Создателя признанного в Белоруссии экстремистским телеграм-канала Nexta Романа Протасевича задержали в аэропорту Минска, он летел на самолете исландской авиакомпании из Афин в Вильнюс. Но над Белоруссией внезапно сообщили о возможном минировании лайнера и экстренно посадили самолет при чутком, но навязчивом сопровождении истребителя МиГ-29. Протасевича арестовали. Возможно, силовики узнали о том, куда и как собирается объявленный в международный розыск опальный блогер, из телеграм-канала его друга — тоже оппозиционного блогера, который опубликовал фото Протасевича, сделанное его же девушкой в аэропорту.

Проект Nexta (каналы Nexta и Nexta-Live) освещает протесты в Белоруссии и активно координирует протестное движение. После эмиграции из Белоруссии Протасевич организовал антибелорусскую кампанию в прессе. Он вел свой канал из Польши, его соратники и не скрывали, что существуют на деньги Варшавы. В Белоруссии на Протасевича возбуждено несколько уголовных дел, он внесен в список террористов. Сам он рассказывал, что в Греции, откуда он и летел, встречался со Светланой Тихановской.

Роман Протасевич(2021)|Фото: Instagram / roma_protez

Естественно, европейские страны требуют немедленного объяснения от Александра Лукашенко, что произошло с рейсом и какая судьба будет у оппозиционера.

Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель уже назвал авиаинцидент в Белоруссии недопустимым. Представители Евросоюза требуют расследовать все обстоятельства. Глава Польши призвал ввести немедленные санкции против Лукашенко. Очень быстро, как отмечают в СМИ, буквально через 9 минут после ареста, выступила и Тихановская, она заявила, что режим поставил под угрозу безопасность пассажиров на борту и всей гражданской авиации ради расправы над одним человеком, и что на его месте мог оказаться кто угодно.

Но вообще такая экстренная посадка самолета — не первая в истории. Вспомним самолет президента Боливии Хуана Эво Моралеса, когда он вылетел из России, и внезапно Италия, Франция, Испания и Португалия отозвали разрешение об использовании воздушного пространства и аэропортов своих стран. Пришлось совершить экстренную посадку, тогда самолет с пристрастием осмотрели на предмет присутствия Эдварда Сноудена.

Турция принуждала к посадке сирийский борт, подозревая, что там перевозят вооружение. А Украина посадила белорусский самолет из-за "подозрительного пассажира", над территорией Сирии тоже происходили какие-то странные маневры с пассажирским самолетом. А что касается случаев ареста "врагов государства", то, например, США производят аресты людей по всему миру, и никто ничего не говорит — в Бангкоке американские спецслужбы "взяли" Виктора Бута, которого обвиняли в торговле оружием, на Мальдивах Романа Селезнева (сына депутата Госдумы от ЛДПР Валерия Селезнева) — за кибермошенничество, и список можно продолжать.

Но на это, конечно, тут же скажут: "Вы не понимаете, это другое".

Доктор исторических наук Вячеслав Тетекин, в свою очередь, считает, что санкции на Белоруссию накладывать не за что — все действия Минска были продиктованы четкими международными правилами, а если это действительно была операция спецслужб, то все сделано грамотно. Теперь самое интересное — о чем расскажет Протасевич:

Вячеслав Тетекин, Сергей Хурбатов(2015)|Фото: Накануне.RU— Даже если это было дело рук спецслужб России и Белоруссии, а без России в этом случае не обошлось бы, хотя утверждать я ничего не могу — они достаточно грамотно все сделали, обставили. Если абстрактно посмотреть — спецслужбы какой-то страны получают информацию, что в самолете, пролетающем над территорией страны, находится взрывное устройство, когда оно взорвется, никто не знает, может, через пять минут. Любая спецслужба обязана немедленно проинформировать правительство, руководство, а государственное руководство, повинуясь международным правилам, обязано посадить этот самолет и проверить. Это и было проделано, с формальной точки зрения, придраться тут абсолютно невозможно. Спецслужбы традиционно во всем мире источники информации не раскрывают. Пилот мог повернуть в любую сторону, но принял решение ответить на предложение ЦУП Белоруссии, который рекомендовал сесть в Минске.

Как бы Лукашенко ни старался подружиться с Западом — все равно его там люто ненавидят. Скандалы будут, потому что Nexta — пример успешной информационной диверсии против Белоруссии, именно Nexta направляла и раздувала, разжигала тему протестов, и для Запада очень болезненной будет потеря такого ресурса. С формальной точки зрения, предъявить претензии Белоруссии будет сложно, но любое разбирательство покажет, что действия были в полном соответствии с правилами. И даже то, что в воздух подняли истребитель для сопровождения самолета, тоже стандартная процедура, хоть и раздувают из этого сейчас непонятно что. Всегда поднимают истребитель в таком случае — если на самолете бомба, куда этот самолет пойдет? А если на крупный город? Если он явно снижается над крупным населенным пунктом или военным объектом — истребитель получает команду сбивать, чтобы не допустить теракта. Это стандартная практика в кризисных случаях, и в США тоже поднимали самолеты, это во всем мире признанная процедура.

Ну, а от Лукашенко теперь будут требовать возврата этого парня, тягомотина начнется, но какие санкции можно вводить, если белорусские власти действовали в полном соответствии с международными правилами?

Всех волнует теперь, сколько Протасевичу дадут, вспомнят ли про обвинения, которые были еще раньше, тогда 15 лет светит, а парень молодой, я думаю, что через некоторое время он начнет говорить и расскажет очень много интересного — кто Nexta создавал, как она функционирует. Тогда узнаем многое о механизме западных пропагандистских войн. Я глубоко убежден, что вся их свободная и независимая редакция — просто прикрытие большой аферы, магазин "Рога и копыта", якобы, десять человек сидели и определяли политическое настроение белорусов, это технически невозможно. Там работали сотни людей, это была крупная операция не без участия западных спецслужб, где были задействованы сотни людей. Если Протасевич расскажет о финансировании и обо всем, что в Польше происходило на самом деле, то, может, и отделается десяткой лет.



Елена Рычкова