Аналитика


Малой авиации оставляют всё меньше пространства — правительство закрыло сразу 44 аэродрома
Экономика | В России

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин своим распоряжением закрыл сразу 44 малых аэропорта. Они переводятся в разряд посадочных площадок, где нельзя обслуживать гражданскую авиацию, там нельзя будет проводить дозаправку и техническое обслуживание. Из 1400 аэродромов малой авиации, существовавших в советское время, сохранилось около двухсот, и теперь одним росчерком пера из этого количества вычеркнута еще пятая часть. С одной стороны, чиновники уверяют, что от этого решения мало что изменится — ведь аэропорты фактически стали взлётно-посадочными полосами ещё четыре года назад. С другой, это слабое утешение и очередная демонстрация деградации малой авиации в нашей стране. Именно воздушный транспорт оптимален для значительной территории России, куда в силу разных причин невыгодно подводить железные и автомобильные дороги, и дальнейший упадок сети аэропортов напрямую угрожает национальной безопасности. Подробности — в материале Накануне.RU.

Более 40 аэропортов закрываются в соответствии со ст. 50 Воздушного кодекса РФ, согласно которой "аэродромы и аэропорты могут быть закрыты для приема и отправки воздушных судов в связи с техническими или метеорологическими условиями, угрожающими безопасности полетов воздушных судов, или в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации. Аэродромы и аэропорты в военное время и (или) при введении военного, чрезвычайного положения используются в соответствии с законодательством Российской Федерации".

Военного времени сейчас нет, метеорологические условия вряд ли одновременно угрожают безопасности полётов над территорией от Смоленщины до Хабаровского края. Получается, отсутствует должное техническое обеспечение. Большинство из закрываемых аэродромов расположены на Севере — в Архангельской области и Коми, большое количество в Ненецком округе, а также в Сибири и на Дальнем Востоке.

закрытие аэродромов малой авиации(2021)|Фото: Правительство.рф

Член комитета Госдумы по транспорту Ирина Чиркова обращает внимание на то, что управления гражданской авиации регионов ещё четыре года назад приняли такое решение, тогда же малые аэропорты были выведены из Госреестра и юридически стали взлетно-посадочными полосами — для того, чтобы иметь возможность не исполнять жёсткие требования, предъявляемые к аэропортам.

"Читая нашумевший документ, становится понятно, что ждать развития малой авиации не приходится. Как и ждать обустройства маленьких аэровокзалов, модернизации их систем обслуживания грузов и пассажиров, обновления инфраструктуры... ведь официально это будут всего лишь "полосы"! А ведь для многих отдалённых посёлков это единственный способ связи с большой землей. За разъяснениями по дальнейшей судьбе этих жизненно-важных объектов обязательно направлю запрос в Минтранс РФ", — отмечает депутат.

С тем, что требования к аэропортам действительно чересчур строгие, согласен и бывший замминистра гражданской авиации СССР, заслуженный пилот Олег Смирнов, сейчас в России, по его словам, СНиПы и другие нормативные документы предъявляют одинаковые требования ко всем аэропортам — от самого небольшого — и до такого как Шереметьево.

"Есть пункты, где полёты не ежедневные — два-три раза в неделю летают, но это жизненно важные полёты. А требования те же — железобетонный забор — представляете, на вечной мерзлоте — туда его завезти, он уже золотой будет, охрана, колючая проволока, освещение и т.д. Когда я начинал работать, в Казахстане летал. Там начальник аэропорта, он же диспетчер, он же радист, он же кассир. Всё. Никаких заборов там не было, а полоса в хорошем состоянии — садишься, всё нормально. И сейчас весь мир также поступает", — рассказал он в беседе с Накануне.RU.

Эксперт приводит в пример Финляндию: "Там город на севере есть, где "живёт Санта-Клаус". Туда на Новый год прилетают на "Боингах 747", его бетонная полоса 3,5 км принимает. А штат там — 50 человек. Аэровокзал небольшой, но уютный. Всё есть. Я спрашиваю — как так, ребята? Такой аэропорт у нас будет штат в 500 человек иметь минимум. А они отвечают — у нас разделение профессий. Вот водитель, который подвозит пассажиров — он же траповщик, он же, если начинается пожар, бросает руль и начинает тушить. Вот чем надо заниматься. Не хватает мозгов — научитесь у финнов, как небольшой аэропорт содержать маленьким штатом. А мы сочинили документы и сами вздрагиваем от дороговизны аэропортов".

самолет ан-24 авиакомпания ютэйр utair(2007)|Фото: Накануне.ru

По мнению Олега Смирнова, эффективнее было бы не закрывать малые аэропорты, а передать их авиации общего назначения, сельхозавиации или противопожарной авиации.

Ещё одна важная проблема заключается в том, что в военное время аэродромы передаются военным, а в случае переоборудования в "посадочную площадку" там не будет ни топливных складов, ни ангаров, ни запасных частей.

"Зачем мы переходили на капитализм? Чтобы всё растерять, потерять и превратиться в чьих-то слуг? У нас в 1990 г. было 1400 аэропортов. Сейчас осталось около 200 и теперь ещё 44 из них ликвидируют. Из районов, где была сокращена эта тысяча аэропортов, уехало три миллиона населения, то есть происходит обезлюдение. Это вопрос национальной безопасности — если мы имеем такие площади, то их надо обеспечивать регулярным транспортом. В советское время этим транспортом была авиация. Практически каждая деревня имела регулярные полёты с областным центром. Страна расширялась и развивалась. А теперь обратная тенденция. Ну невозможно без авиации 17 млн квадратных километров суши удержать. Это даже ученику понятно, а председателю правительства подсовывают такие вещи", — подчеркнул Олег Смирнов.

Главная повестка дня всегда под рукой – в нашем Telegram-канале.



Павел Мартынов