Аналитика


Руслан Эдельгериев: В климатической повестке у нас стадия отрицания
Экспертное мнение | В России

Климатическая повестка сейчас пронизывает насквозь все сферы жизни – и политику, и экономику, и социальную сферу. Это не разовая акция, это уже навсегда. Это для нас новшество, но Запад этим давно и живет, и иногда манипулирует, но от этого нам не легче. Мы должны понимать, что Европейский союз 20% своего бюджета направляет на "зеленый переход", мы также должны понимать, что почти все мировые финансовые институты заявили о политике углеродной нейтральности. Это современность, это то, с чем мы имеем дело.

Конечно, нужно отличать вопросы климата и экологии, вопросы сугубо экономические, где мы, безусловно, видим двойные стандарты, видим сдерживание, но это правила, по которым нам надо жить. Критиковать – это одно, а жить и существовать с этим – совсем другое. Поэтому мы не можем уйти на второй план и просто говорить, что это двойные стандарты, и мы этим не будем заниматься.

В рамках этого хотел бы процитировать министра иностранных дел ФРГ, который на Берлинском диалоге по энергетическому диалогу заявил: "Климатическая нейтральность – это больше, чем просто вопрос ветрогенераторов, элетктромобилей и электрозаправок. Речь идет еще и о перераспределении власти в глобальном масштабе, об энергетической безопасности, реструктуризации торговых потоков, обеспечении доступа к воде и продуктам питания".

К этому нужно прибавить рост "зеленых" партий. Это действительно сила, это вызов. Также мы видим, что в первую очередь от этого пострадает российский бизнес, сначала экспорто-ориентированные компании, а дальше это дойдет и до остальных компаний, потому что все цепочки доставки и производства взаимосвязаны.

Уже сегодня наши компании пользуются в какой-то мере услугами системы торговли европейскими квотами, тот же "Газпром" уже осуществил сделки с приобретением углеродных единиц. И с одной стороны хорошо, что мы встраиваемся в рынок, с другой стороны – плохо, потому что мы видим, что так будут ресурсы перетекать в другие юрисдикции, а нам нужно создавать свои проекты, свои рынки. Иначе в будущем нас ждем углеродно-корректирующий механизм – ждать осталось недолго, мы с этим столкнемся, это миллиардные суммы.

Какие выходы есть, что нам делать?

Первый вариант, чем мы сейчас занимаемся – отрицание. Это создание красивых отчетов в рамках устойчивого развития. Это путь в никуда. И это технологическое отставание нашей страны, это недопустимо.

Второй вариант – это принять эти мировые тренды. Да, с их искаженными видами, да, с издержками, протекционизмом и двойными стандартами, но это мир, от которого мы не можем уйти.

Если бы мы были, как Советский Союз, с 400 млн населения, или как Китай, если бы строили свою экономику… но сейчас это сложно сделать, поэтому нам надо занимать эти экономические ниши.

Сегодня, по данным Forbes, 8 из 10 компаний, производящих комплектующие для ветрогенерации, находятся в Китае. Китайцы больше всех производят электромобилей, чем в совокупности все остальные страны. Поэтому эти ниши уже занимаются, и в определенных вопросах мы уже отстали.

Руслан Эдельгериев, советник президента РФ, специальный представитель президента РФ по вопросам климата