Аналитика


В Китае разрешили иметь третьего ребёнка, но многие не хотят заводить первого
Общество | За рубежом

Власти КНР приняли решение разрешить семьям иметь третьего ребёнка. Это заметное изменение в демографической политике страны, ведь с конца семидесятых годов прошлого века действовал принцип "Одна семья — один ребёнок". За рубежом решение о возвращении к курсу на многодетность породило слухи о том, что теперь-то китайцы точно готовятся провести масштабную экспансию, но в самой Поднебесной реформу встретили без особого энтузиазма. Подробности – в материале Накануне.RU.

Ещё совсем недавно Китай был преимущественно аграрной страной с быстро растущим населением. В начале ХХ века демографический рост сдерживался огромной смертностью от голода, эпидемий, стихийных бедствий и непрекращавшихся войн. С приходом к власти КПК в стране удалось поднять на новый уровень сельское хозяйство и провести масштабные санитарно-эпидемиологические мероприятия. Хотя последствия политики "большого скачка" действительно оказались разрушительными, но всё же именно при Мао у среднего китайца было больше шансов дожить до детородного возраста. Это отразилось и в данных статистики.

За 1957-1977 гг. население Китая увеличилось в два раза и подобралось к отметке в миллиард человек. Хотя в это же время проводилась политика индустриализации, в основном увеличивалось население в деревнях. К 1952 г. в стране насчитывалось 503 млн крестьян, к 1978 г. — уже 790 млн. Переезд части населения в города не мог переломить этот процесс. Даже после начала политики открытости и реформ рост сельского населения продолжался, достигнув своего пика только к 1995 г., когда число крестьян в Китае составило 854 млн. С другой стороны, именно введение политики "Одна семья — один ребёнок" и сохранение системы прописки-хукоу позволило добиться снижения темпов роста населения и более-менее контролируемого переезда в города. Китай, оставаясь густонаселённой и довольно бедной страной, всё же избежал появления миллионов нищих и неподконтрольных госпрограммам людей, подобно тому, как это случилось в Индии или странах Африки.

Разрешение иметь третьего ребёнка (но не полная отмена контроля за рождаемостью!) появилось вскоре после обнародования итогов переписи населения. Хотя по её итогам Китай сохранил звание самой многонаселённой страны мира, но темпы прироста оказались самыми низкими за всю историю КНР. Вместе с тем, среди экспертов в стране началась дискуссия — нужно ли вообще смягчение демографической политики, ведь определённое сокращение трудовых ресурсов нивелируется повышением производительности труда.

Но даже без экспертных дискуссий очевидно, что всё меньше жителей КНР стремятся заводить нескольких детей. Сейчас в КНР возникла даже поговорка о том, что брак — это дело не двух, а семи человек, ведь для поколений, родившихся после 90-х гг., совместное хозяйство означает необходимость содержать четверых пожилых родителей, обеспечивать друг друга и поднять на ноги хотя бы одного ребёнка.

Китайцы(2021)|Фото: news.qq.com

Ежегодные расходы на ребёнка даже не в самых больших городах составляют около 50 000 юаней, включая одежду, еду, жилье и транспорт. Кроме того, молодая семья берет на себя ипотеку, автокредит и расходы на проживание, которые достигают 100 000 (около миллиона рублей) юаней в год.

Применительно к поколению девяностых и нулевых годов рождения возникли два неологизма: "нэйцзюань" ("вертящиеся изнутри") и "танпин" ("лежащие плашмя"). Оба этих термина характеризуют разное отношение молодёжи к конкуренции и в прошлом году они вошли в топ-10 интернет-запросов в китайском сегменте интернета.

"В современном обществе деньги нужны повсюду, и среда, в которой растут дети, отличается. Это уже не эпоха, когда в бедных семьях рождаются драгоценные дети. В настоящее время бедные семьи больше не могут иметь драгоценных детей", — сетуют китайские пользователи. Многие отмечают, что необходимы субсидии на образование, в том числе и внешкольное, иначе только богатые смогут позволить себе иметь двух и больше детей. Но и это решит проблему только среди уже существующих семей. Tensent News обращает внимание на её один важный аспект — молодёжь всё реже стремится заключать брак. Расходы на свадьбу и приобретение жилья становятся неподъёмными для молодых китайцев. И в таких условиях разрешение заводить третьего ребёнка практически ничего не даёт.

С другой стороны, определённый экономический эффект заявление китайских властей всё же оказало. Издание "Южная сеть" сообщает, что 31 мая, когда стало известно о разрешении иметь троих детей, рабочий день бирж завершался, однако акции компаний, производящих товары для материнства и детства, стали заметно расти. Оживились и финансисты, например, отделение Банка Китая в провинции Цзянси стало предлагать специальные кредиты семьям с двумя и более детьми. На китайском рынке недвижимости ожидают повышения спроса на трёх-четырёхкомнатные квартиры в городах второго уровня (где цены на квадратный метр ниже, чем в мегаполисах, а значит, больше возможности завести трёх детей).

Однако, насколько можно судить, новые демографические меры не приведут к взрывному росту рождаемости. Теперь китайцам сложнее всего обзавестись первым ребёнком. Времена маоистского беби-бума, похоже, безвозвратно ушли. И даже старение население уже едва ли удастся замедлить. Похоже, что Китай безнадежно опоздал с изменением своей демографической политики. Динамика последних лет это убедительно доказывает. Если разрешение иметь второго ничего не дало, то и с третьими будет то же самое.

Главная повестка дня всегда под рукой – в нашем Telegram-канале.



Павел Мартынов