Аналитика


ОГО, провал ОГЭ! 9-классники массово завалили экзамен по математике
Образование | Ханты-Мансийский АО - Югра | В России

Пока не опубликованы официальные данные по итогам ОГЭ-2021, но как явствует из закрытых источников — это полный провал, по крайней мере, так это видят и в кулуарах чиновники, близкие к образованию, так пишут об этом на форумах учителей и родителей. 2021 год может стать самым шокирующим по результатам экзаменов для учеников 9 классов.

Плохие новости приходят из Челябинской области, из Смоленска, из Нижнего Новгорода, из ХМАО-Югры и многих других городов и регионов.

По словам директора департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры Алексея Дренина, в этом году математику на ОГЭ "завалили" примерно 25% учеников. Больше всего не сдавших в Сургуте — 1700 человек. В 2020 году школьники эту аттестацию не проходили, а в допандемическом 2019 году предмет не сдали с первого раза около 20% девятиклассников.

Как полагает Алексей Дренин, в этом году на плохой результат могло повлиять дистанционное обучение, также он винит КИМы.

"Все дело в контрольно-измерительных материалах (КИМ) к экзамену, где есть задания по алгебре и геометрии. И даже если ученик одно задание по геометрии не выполнит, то автоматически получает "неуд", — цитируют "Новости Югры" руководителя окружного департамента образования.

Однако четверть не сдавших предмет — не предел, в реальности дело может обстоять гораздо хуже. В паблике "Сургут" в социальной сети "ВКонтакте" сообщают, что, якобы, есть школы, где чуть ли не до 50% девятиклассников не сдали математику. В некоторых регионах страны предмет "завалили" и вовсе целыми районами, так, в Ольховатском районе Воронежской области ОГЭ по предмету не сдали 46,5% девятиклассников. Такую информацию приводят в паблике "За возрождение образования".

"Это полный провал ЕГЭшной системы образования России. Для министерских чиновников это просто статистика, а для миллионов семей по всей России — это трагедия!" — пишет "Регнум" со ссылкой на родителей.

дистанционное обучение, дистанционное образование(2020)|Фото: mos.ru

"Бывают необучаемые и суперпофигистичные дети, но не половина же!" — пишет на сайте "Абитуриент" пользователь Zeiva.

"Если один ребенок с двух раз не сдал экзамены, то это проблемы ребенка и его родителей. Если в классе несколько человек не сдали экзамены, то это еще и проблемы учителя и школы. Если тысячи школьников не сдали по стране экзамены, то, вдобавок к описанным выше, это проблема образования", — утверждает пользователь AStranger.

"Тоже сейчас узнали результаты, у моей 100%, но всего две пятерки на 4 класса! Многие не сдали, школа тянула до последнего с оглашением результатов. Класс "математический", не представляю, как гуманитарии написали. Причем, дистанционки почти не было, у нас 9 и 11 классы учились. Учитель очень хорошая и одна из немногих, кто действительно любит и понимает свой предмет. В общем, дочь пока не понимает, что произошло с ее одноклассниками", — пишет на родительском форуме один из участников обсуждения.

Глава Рособрнадзора Анзор Музаев заявил в беседе с "МК", что многие ученики и родители просто надеялись, что в этом году ОГЭ отменят, как в прошлом, и аттестаты школьники будут получать автоматически по итогам текущих оценок. "Пандемийный год очень плохо повлиял на мотивацию учащихся 9-х классов — у меня у самого дети в 9-м классе! — вздыхает чиновник. — Весь этот год школьники и родители питали надежду, что ОГЭ отменят вовсе или он будет простой. А в такой ситуации очень трудно возрастную группу учащихся 8-х -9-х классов убедить взяться за подготовку! Вот и случилось то, что случилось: они споткнулись на пяти задачах из повседневной жизни".

Также среди причин эксперты называют и слив "правильных ответов" в сеть, которые в этом году оказались неправильными (контрольно-измерительные материалы пришли с Дальнего Востока, а они разные для каждого часового пояса), и серьезное отличие заданий от допандемического ОГЭ: изменение в части формулировок, примеры заменены на конкретные задачи, преподаватели указывают на добавление вопросов по геометрии, якобы, многие "срезались" именно на них.

"Там и близко не было заданий, по которым готовили. Были вопросы не по возрасту! Задачи с темой ОСАГО… Откуда в 15 лет подростки могут знать, что такое ОСАГО? У них же прав водительских нет", — пишет участница паблика "Анонимный Сургут".

В организации "За возрождение образования" несколько дней назад опубликовали детальный обзор резонансного провала школьников под названием "Этот жуткий ОГЭ по математике". Там приходят к выводу, что экзамен в этом году не был каким-то особенно сложным — напротив, он был предельно простым. Вероятно, главное, что повлияло на повальную несдачу — дистант.

Автор статьи, профессор математики Александр Иванов в беседе с Накануне.RU объясняет, что дистанционное обучение для предмета категорически не подходит, и хотя власти продолжают убеждать всех, что на качество образования переход на онлайн не повлиял, но практикой теперь доказано обратное.

выпускник, вручение аттестатов(2020)|Фото: Екатеринбург.рф

А вторая причина, по которой большинство школьников не смогли справиться с экзаменом, это, по его мнению, новый ФГОС, который был принят именно тогда, когда сегодняшние выпускники начинали учиться. "Вот говорили, будут счастливые дети, творческие способности у них будут раскрываться, — вспоминает Иванов 2012 год. — И первый выпуск по новому ФГОС должен был состояться в прошлом году, но тогда экзамен отменили, ребята уже пошли в жизнь. А в этом году пришлось сдавать ОГЭ по математике, и результаты обучения по новому стандарту и были продемонстрированы".

В 2021 году в ОГЭ по математике были включены практико-ориентированные задачи, на которые невозможно "натаскать" школьников, здесь ребенок должен продемонстрировать свое умение рассуждать, размышлять как максимум, как минимум — умение читать. А читать вдумчиво выпускники уже неспособны, говорит Иванов.

"Есть международная система тестов PISA. И вот в ОГЭ включили PISA-ориентированное задание. Там есть иллюстрация, что-то объясняется, рассказывается и в конце дается пять вопросов. То есть "математика и жизнь", вопросы примитивнейшие. Но там очень длинный текст, который надо читать, который надо понять, а дети не привыкли в массе своей понимать. Прочитать быстро еще могут, а понять не могут", — объясняет эксперт Александр Иванов причину, на которую указал и глава Рособрнадзора, когда говорил про "задачи из повседневной жизни".

По этому заданию можно было набрать 5 баллов, что довольно внушительная часть общей оценки, и именно по нему у детей и произошел "пролет". Хотя задача научить решать такие PISA-ориентированные задачи ставилась педагогам давно, но на это задание натаскать невозможно, повторяет Иванов. По мнению эксперта, этот экзамен показал не столько уровень знаний детей, сколько уровень самого образования.

"Полная деградация массовой школы. В элитных школах — все нормально, там хорошо учат, а народные — вот так", — говорит Александр Иванов.

Примечательно, что самый провальный ОГЭ за всю историю еще и, вероятно, "подтянули" по результатам для создания более или менее удобоваримой статистики, рассказывает эксперт.

"Критерии оценивания были установлены сверху — 8 баллов первичных из 30 должно быть набрано, это "порог", причем из этих 8 баллов 2 должны быть обязательно по геометрии, так было написано. Но в министерстве люди сказали, что на местах эти критерии можете корректировать, и корректировали на местах, причем после экзамена. Вот в Карелии провели экзамен — 1500 "двоек", такая информация была предварительная, но когда сказали "ой-ой, никак нельзя" — 8 баллов снизили, сделали 7 баллов, два балла по геометрии убрали, после этого посчитали "двойки", ну, более или менее, нормально. Позиционируется это как объективный, независимый экзамен, а на самом деле его корректируют. Могли бы и "пороговыми" сделать 5 баллов, тогда была бы 100% успеваемость, но совесть, видимо, не до конца утрачена", — заключает Александр Иванов в беседе с Накануне.RU.

Главная повестка дня всегда под рукой – в нашем Telegram-канале.



Елена Рычкова