Аналитика


Итоги переговоров Путина и Байдена: Россия в обороне
Политика | В России | За рубежом

Завершилась встреча Владимира Путина и Джо Байдена, после которой стало известно, что президенты обменялись подарками, американский лидер объяснился за слова о "Путине убийце", враждебности в ходе переговоров не было, а из конкретных договоренностей – лишь возвращение послов и продолжение консультаций по вопросу СНВ-3.

Неясно, обсуждался ли вопрос Белоруссии, которая остается на острие повестки, а также остались непонятными перспективы обмена заключенными. Владимир Путин заявил, что лидеры двух стран обсуждали это, но к конкретным итогам не пришли. "Мы это пообсуждали. Там могут быть найдены определенные компромиссы. Министерство иностранных дел России и Госдеп США поработают в этом направлении", – сказал Путин.

А Дмитрий Песков уточнил, что Навальный может войти в списки обмена заключенными, если вдруг подтвердится, что он – гражданин США и работает на их спецслужбы.

О том, как можно оценить итоги переговоров, Накануне.RU обсудило с полковником, экс-депутатом Госдумы Виктором Алкснисом.

– Какие были ожидания от саммита и оправдались ли они?

Московский Экономический Форум, МЭФ, Виктор Алкснис(2018)|Фото: Накануне.RU– В целом оцениваю положительно, потому что любые контакты необходимы. Международные отношения – это улица с двусторонним движением, и тут нужно уметь и выслушать, и провести дискуссию, и прийти к компромиссам.

Как мне кажется, у российской стороны не было убедительных аргументов в обоснование многих своих позиций. Это связано с тем, что потенциал у России в нынешней ситуации, по сравнению с потенциалом Советского Союза, слишком мал, эти потенциалы несоизмеримы. И надо признать, что поэтому Россия вынуждена всегда находиться в обороне и защищать свои позиции. Удалось ли это? Пока трудно судить.

Коллаж, Владимир Путин, Джо Байден(2021)|Фото: Накануне.RU

– Итоги соответствуют ожиданиям?

– Судя по обычной манере Владимира Путина, я не думаю, что все было гладко. В некоторых комментариях я читал, что Путин прибыл на конференцию после переговоров с Байденом в весьма нервном состоянии. Я думаю, что Байден все-таки выполнил свои обещания и предъявил Путину ряд претензий, причем претензий обоснованных, которые очень трудно опровергнуть.

То, что претензии не были высказаны публично, это обычное явление, ведь переговоры шли, в том числе, и в ограниченном составе. Еще раз повторю, судя по конечным заявлениям, не приходится говорить, будто достигнут какой-то прорыв в отношениях между США и РФ. По крайней мере, сегодня явно не та ситуация, при которой США были вынуждены считаться с позицией нашей страны, как было во время СССР.

– Возвращение послов не считаете хорошим итогом?

– Конечно, есть небольшие подвижки, связанные с возвращением послов, но это мелочи, которые вряд ли можно расценивать как огромный прорыв. Тем более никаких других сенсационных заявлений по итогам переговоров не было сделано.

– Возможен ли обмен Виктора Бута на Навального?

– Я смотрю позитивно на саму тему обмена, на поднятый вопрос. Но опять же, на мой взгляд, перевес будет очевидно в сторону США, потому что если брать не только Бута, но и наших хакеров, которые десятками сидят на Западе, отбывая наказания за компьютерные "шалости", то у нас не хватит людей, на кого менять.

Стоит также учитывать, что мы не знаем, как поведет себя тот же Навальный. Потому что его выезд из России, по сути, будет означать конец его политической карьеры. В этой ситуации он больше заинтересован оказаться в положении Нельсона Манделы. Посмотрите на Ходорковского – он уехал и как политическая фигура сдулся до нуля.

Конечно, у Навального срок не такой большой, но ему могут накидывать все новые и новые дела. Но только находясь на территории России и оказавшись в положении "узника совести", он может рассчитывать на продолжение своей политической карьеры. Поэтому, будут ли менять, на кого и как – увидим.

Переговоры Джо Байдена и Владимира Путина в Женеве.(2021)|Фото: Мария Захарова

– Наконец, вопрос Белоруссии остался неосвещенным – как вы думаете, будут ли там какие-то подвижки?

– На мой взгляд, ничего не будет. Белоруссия – последний рубеж обороны России и, по сути, последний союзник. Хотя союзник весьма странный. Но Белоруссия привязана к России, поэтому в Кремле вряд ли откажутся от поддержки Лукашенко, исходя хотя бы из знаменитого высказывания, что "он, конечно, сукин сын, но он наш сукин сын".

Тем более вопрос Белоруссии, как мне кажется, не столь важен, по сравнению с той же Украиной. Я не думаю, что этот вопрос серьезно обсуждался на встрече Байдена и Путиина.

– Договоренности по продолжению сотрудничества в рамках СНВ-3 – это положительный итог?

– Слишком мало информации об этом. Несмотря на тон конференции, было много слов, но мало действий. А это уже покажет реальная политическая жизнь.