Аналитика


"С праздником наступающих": что же "отмечают" чиновники 22 июня?
Общество | В России | В бывшем СССР

22 июня в России прошел День памяти и скорби, но некоторые чиновники опять отличились и назвали событие "праздником", с которым и поздравили коллег.

Например, председатель Рязанской городской думы Юлия Рокотянская накануне памятной даты сказала: "Приглашаю почтить память тех людей, которые как раз отдавали справедливо и не били себя в грудь офицеры, а делали своё дело для нашего народа и для наших рязанцев. С праздником всех наступающиХ и спасибо за активную работу", – произнесла Рокотянская с улыбкой.

А прославившийся недавно фразой "я здесь Путин" губернатор Коми Владимир Уйба опубликовал пост под названием: "Поздравление с Днем памяти и скорби". Пост позже исправили. А Рокотянская извинилась за поздравление и написала, что оговорилась из-за усталости, все же заседание длилось целых 4 часа.

Поздравление Владимир Уйба с Днём памяти и скорби(2021)|Фото: vk.com

Интересно, как отреагировали люди, в паблике "Типичная Рязань" пользователь Максим написал: "Тяжело вам работается – под кондиционером бумажки читать! А может, в шахту на смену? Или путейцем в жару рельс волтузить. Стыдоба!"

И это не первый раз, когда чиновники попадают в неловкую ситуацию 22 июня. В прошлом году губернатор Оренбургской области Денис Паслер во время праздничного концерта пожелал каждой российской семье... войны, а перед его речью показали ролик о вкладе региона в Победу с грамматическими ошибками и датой – 40 августа 1941 года. Как же устают наши чиновники, что допускают такие ошибки?

И 9 мая давно искажается в сознании наших чиновников, как победа Советского Союза над Германией. Можно сказать, с тех самых пор, когда начали драпировать Мавзолей Ленина на Красной площади, но теперь и 22 июня превращается в "праздник"? Вместо Ленина и Сталина – все святые. В этом году в своей проповеди патриарх Кирилл напомнил, что вражеские войска вторглись на нашу землю в День всех святых и, по его мнению, именно поэтому советскому народу удалось победить, мол, святые угодники заступились. Почему же святые угодники допустили вообще такое и ждали потом четыре года, пока фашисты жгли города и уничтожали тот самый русский народ? Известно, что часть духовенства придерживается идеи, что немцы стали "гневом божьим" для неверующего народа.

Но обсуждая сегодня слова Кирилла, пользователи вспоминают, что Церковь в начале войны занимала неоднозначную позицию, коллаборация верхушки с "верующими" фашистами – неудобная правда, о которой не принято говорить вслух.

Публицист Андрей Рудалев полагает, что путающиеся в высказываниях чиновники просто не понимают природы Победы и не могут правильно сформулировать слова о Дне скорби, поэтому и чрезмерно "утомляются". Об этом он рассказал Накануне.RU:

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU — Современная Россия еще не сформулировала для себя философию Великой Отечественной войны, философию Победы. Элиты говорят о памяти, о защите от искажений и глумлений, но не до конца понимают, как все это привязать к нашему настоящему и к будущему, для которого бы Победа стала мощным импульсом. А это крайне важно, чтобы Великую войну мы воспринимали не просто в качестве факта истории, расстояние от которой все более увеличивается.

У нас есть "Бессмертный полк", который дает чувство сопричастности и родства с той Победой. Те же лозунги в стиле "можем повторить!" — они только на первый взгляд сомнительны и отражают шапкозакидательскую агрессивность, но, на самом деле, в них проявляется тоска по единству с величайшим событием истории отечественной цивилизации. Люди настроены на восприятие живой Победы, а не просто факта истории. Они хотят идти бок о бок со своими предками, совершившими немыслимое чудо, стать его наследниками и продолжателями.

То, что философия Победы до сих пор не сформулирована, свидетельствуют и ежегодные диспуты по поводу: следует ли праздновать или исключительно печалиться 9 мая. Общество пока еще интуитивно ищет пути к Победе, чтобы, еще раз отмечу, она была длящимся событием, захватывающим нашу современность и с вектором в будущее.

Вот поэтому мы пока и мечемся. О чем, например, и свидетельствуют чиновные оговорки про "празднование" Дня памяти и скорби. Если мы не можем сформулировать для себя концепцию живой Победы, то ее начинают мумифицировать, покрывать нафталином со всеми вытекающими, отсюда и автоматический формализм со всеми этими "празднованиями" и прочими оговорками.

Значение Победы – в соборном деле общего "полка" отечественной истории. Поэтому, на мой взгляд, необходимо прислушаться к словам патриарха Кирилла, который заявил, что молитвы русских святых помогли Победе. Это традиционное отечественное восприятие важнейшего дела, когда живущие не одиноки, им потворствует небесное воинство, вся предыдущая история. К примеру, писатель, военный корреспондент Всеволод Вишневский в финале произведения "Мы, русский народ" говорит об этом же: "Шла пехота народа, который веками мятежно гремел, добывая себе и другим свободу и не отрекаясь от нее ни на плахе, ни на костре. Шли праправнуки Степана Разина и Пугачева, шли потомки декабристов, шли братья Коммуны, шли люди, которые в огромной истории своей пережили и поражения, для того чтобы больше их не знать. Шел здоровый народ, народ-страстотерпец, народ-победитель, великий и гениальный".

Так и возникает чудо Победы, так и формируется народ-победитель – из общности, из полка собирания русской истории. В нашей философии Победы эту линию необходимо провести к современности, ее включить в этот полк, чтобы, в том числе, преодолеть нигилизм по отношению к ней, чтобы понять, что и в наше время пишется ее эпос. Да и вопросы перед нами, по сути, ставятся такие же, как и 80 лет назад: быть или не быть, а если быть, то какими?.. Победа и призвана ответить на них, сплотить общество.

Надо понять простое, что это была Победа советского народа – совершенно уникальной общности, но она немыслима без предшествующей отечественной истории, едина с ней. Мало того, Победа немыслима и без нашего времени, ведь для него она совершалась, для будущего, чтобы оно было. Поэтому наша ответственность перед Победой — это ответственность не столько перед прошлым, сколько перед будущим.

Главная повестка дня всегда под рукой – в нашем Telegram-канале.



Александр Назаров