Аналитика


Одни подорожали, другие исчезли: что происходит с лекарствами в эпоху пандемии
Экономика | В России

"Критического" роста цен на лекарства по итогам 2021 г. не будет. Эксперты прокомментировали данные исследования "Промсвязьбанка" о том, что к концу года удорожание лекарств обгонит инфляцию. Сегодня половина ассортимента аптек приходится на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП), стоимость которых контролирует Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Остальные лекарства, действительно, немного подорожали на фоне повышения цен на сырье и введения новой системы маркировки упаковок. Подробности — в материале Накануне.RU.

Рост цен на лекарства составит 8% по итогам 2021 г., прогнозируют аналитики "Промсвязьбанка". Это выше инфляции, которая, по ожиданиям властей, составит 5%.

Директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов рассказал "Коммерсанту", что только за январь-май 2021 г. цены уже выросли на 7,9%

Сообщения о существенном удорожании лекарств генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк назвал хайпом.

"Появляются имена и названия компаний, которые никогда не были замечены в анализе фармацевтического рынка. Действительно, в прошлом году был рост цен на лекарства. Индекс инфляции на лекарства составил 7% по итогам 2020 г. А если говорить о росте цен за первые пять месяцев 2021 г., то он чуть-чуть выше нуля", — отметил Шуляк на пресс-конференции в НСН.

По его словам, некоторые препараты, действительно дорожают, но не те, которые входят в список ЖНВЛП. Последние не могут ни дорожать, ни находиться в дефиците.

"Список ЖНВЛП составляет 50% российского фармацевтического рынка в стоимостном выражении, цены на который регулирует государство. Цены на эти лекарства практически не растут, они могут расти только тогда, когда ФАС согласует изменение цен", — напомнил аналитик фармацевтического рынка.

Что касается препаратов не из списка ЖНВЛП, то по итогам 2021 г. цены на них не вырастут так, как это было в 2020 г., уверен эксперт.

"Рынок испытывает кризис, потребление не растет, это связано с тем, что ОРВИ и ГРИПП в начале 2020 г. практически не встречался. Обычно вместе с препаратами от ОРВИ покупают и лекарства от других заболеваний. Этого не было, и рынок практически не вырос. Он вырос всего на 3% за пять месяцев в стоимостном выражении, а в упаковках упал на 13%", — заметил Шуляк.

Директор Ассоциации независимых аптек, глава Альянса фармацевтических ассоциаций Виктория Преснякова согласилась с наблюдениями аналитика.

"Мы не наблюдаем критического удорожания лекарств в аптеках. Никакие препараты в разы не подорожали. Но сейчас не лучший экономический период, и вся эта пандемия и кризис способствовали тому, что немного выросли цены на субстанции, которые мы закупаем за рубежом, и на расходные материалы, в связи с девальвацией рубля", — рассказала Преснякова.

При этом часть препаратов исчезла с рынка из-за требований к маркировке и убыточности производства.

"Многие лекарства не низшего сегмента ушли с рынка, в том числе и из списка ЖНВЛП, в связи с тем, что части отечественных и импортных производителей стало невыгодно производить эти препараты. Также в связи с маркировкой с рынка ушли дешевые препараты в первичной упаковке и блистерах, на которые нельзя нанести маркировку по новым правилам", — заметила директор Ассоциации независимых аптек.

Она добавила, что замена дешевым препаратам, ушедшим с рынка, есть.

Напомним, 1 июля Правительство РФ продлило упрощенный порядок маркировки лекарств до 1 февраля 2022 г., "чтобы получатели партий лекарств не зависели от ошибок или задержек со стороны своих поставщиков".

Есть и другие объективные предпосылки к подорожанию лекарств, добавила Преснякова.

"Аптеки перешли на другую систему налогообложения, и теперь налоги одиночных аптек выросли в 5-8 раз, а некоторые регионы озвучивают рост в 10 раз. Все эти объективные предпосылки не могут не отразиться на рынке, но в разы у нас ничего не выросло", — сказала она.

Одна из таких причин — рост цен на составляющие препаратов — субстанции, которые в большинстве случаев закупаются за рубежом.

"Даже если субстанции выпускают в РФ, есть химические вещества, из которых синтезируются субстанции здесь, в России. К сожалению, эти вещества привозятся из-за рубежа и покупаются за валюту. В последнее время общемировая инфляция на ингредиенты и субстанции в мире составила порядка 30%. Китай и Индия закрывают грязные производства, производить стали меньше, чище и дороже. Соответственно, растут цены на химические вещества, из которых синтезируются субстанции", — пояснил Шуляк.

Наша собственная промышленность может удовлетворить пару десятков позиций, а в одном препарате может использоваться несколько сотен ингредиентов, добавил он.

В марте-апреле прошлого года аптечный рынок вырос на 30%, но после этого продажи вышли в минус. В мае-июне показатели были ниже, чем в 2018 г., поэтому состояние фармацевтического рынка в 2020 г. сложно назвать успешным, подчеркнул Сергей Шуляк.

"И аптеки, и дистрибьютеры несли большие расходы. Мы вошли в обязательную маркировку, производители вводили новые препараты, им надо было переформатировать свое производство. Это давалось отрасли тяжело", — подтвердила Виктория Преснякова.

С пандемией аптеки не стали "жирными котами", которыми представляют их потребители, подчеркнул первый зампред комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Натаров.

"Налоги, маркировка, онлайн-доставка, минимальная оплата труда плюс повышение цен на субстанции… Аптекам приходится выживать. Люди, которые привыкли покупать дорогие препараты, увидели наценку", — прокомментировал депутат.

Чтобы сдержать наценку, список ЖВНЛП нужно пересмотреть и разобраться "по каждой субстанции", считает парламентарий.

Нужно принять комплексные меры, чтобы рост стоимости субстанций для лекарств не влиял на производство, где-то, возможно, придется обнулить пошлины. Также одной из мер может стать введение лекарственного сертификата, который позволил бы малообеспеченным гражданам бесплатно получить препараты, выписанные врачом. Правда, эта идея еще не оформлена в законодательную инициативу.

"По данным Госкомстата, разница между потреблением продуктов питания малообеспеченными людьми и людьми с высоким достатком составляет 15 раз. То же самое с лекарствами. Группа населения с низким достатком не может позволить себе покупать лекарства. За счет этой группы населения мы видим падение количества упаковок на рынке", — добавил Шуляк.



Анна Смирнова