Аналитика


Россию накрыло глобальное погорение
Общество | Дальневосточный ФО | В России

Катастрофические лесные пожары происходят в России уже ежегодно, и на сей раз горит северный регион — Якутия. Экологи бьют тревогу и даже связывают пожары в азиатской части нашей страны с нынешними наводнениями в Европе. Тему уже подхватили власти самого региона и списали пожары... на изменения климата. Подробности – в материале Накануне.RU.

Лесами занято свыше 80% территории региона и проблема пожаров здесь чрезвычайно актуальна. В прошлом году огонь прошёл около 6 млн га леса. С середины июля этого года пожары охватили леса сразу в нескольких улусах (районах) республики. В этом сезоне выгорело уже 2,5 млн гектар – почти половина прошлогоднего показателя, а ведь лето ещё в самом разгаре.

Для борьбы с огнем привлечена авиация, включая военные самолёты, из других регионов переброшены две машины Бе-200, однако такими силами потушить огонь не удаётся, и дым достигает соседних регионов – как примыкающей с севера-востока Магаданской области, так и находящихся южнее Хабаровского края и Сахалина.

Как передаёт ТАСС, сейчас пожары отмечаются вблизи восьми населенных пунктов в Горном, Мирнинском и Сунтарском районах Якутии, задымлены 48 населённых пунктов, среди которых и столица республики – город Якутск. По данным info24, дым из лесов 18 июля превратил Якутск в самый загрязнённый город мира: предельно допустимая концентрация вредных веществ была превышена там в 139 раз.

На сегодняшний день в республике насчитывается 115 пожаров на землях лесного фонда на площади 679 559 га, пять пожаров на площади 23 580 га в заповеднике "Олекминский" и природном парке "Ленские столбы".

Госкомобеспечения Республики Саха сообщает, что задымлённость стала помехой для навигации, из-за чего приходится корректировать график северного завоза. На некоторых участках рек Яна и Индигирка для безопасного прохождения судов начаты дноуглубительные работы, а около пятидесяти тысяч тонн угля на Яну будут перевозить не с с месторождения Джебарики-Хая, как ранее, а из Сангарского и Зырянского угольных разрезов.

В Greenpeace обращают внимание на странности со статистикой. "Якутия была более или менее честной по статистике, но в этом году власти стали довольно сильно манипулировать данными. Действующие большие пожары образовались из нескольких маленьких, и якутские власти считают их как несколько отдельных пожаров, несмотря на то, что они уже объединились в один огромный. Это позволяет немного улучшить отчёты. Но зачем нужна эта красивая статистика, если в городе дым?" – отмечает руководитель противопожарного отдела российского отделения Greenpeace Григорий Куксин.

Ряд СМИ обращает внимание на то, что выброс углекислого газа от горящих лесов в атмосферу может ускорять процесс глобального потепления. Это, в свою очередь, приводит к негативным последствиям в других частях земного шара, в том числе к наводнениям. При этом большинство пожаров, которые вызывают задымление территорий, горят в так называемых зонах контроля, и когда они только возникли, местные власти приняли решение их не тушить. Теперь, как сообщает Greenpeace, площадь только четырёх пожаров в Верхоянском улусе, по данным космоснимков, превышает площадь всех пожаров в России, попадающих в официальные отчёты.

Между тем, в правительстве Якутии в "глобальном потеплении" нашли удобный повод сбросить с себя ответственность. Глава республики Айсен Николаев сказал, что в регионе с каждым годом становится жарче, поэтому, мол, леса и горят.

Однако депутат Госдумы РФ, председатель комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимир Кашин подчёркивает, что в первую очередь к ежегодным уже катастрофическим пожарам в России приводят нерешающиеся год от года системные проблемы в лесопользовании и пожарной охране.

"Основная причина — это глупые реформы в девяностые годы, это дурацкий Лесной кодекс, дурацкая в отношении нашей лесной отрасли бюджетная политика, сокращение в десятки раз лесников, уничтожение лесхозов, по существу уничтожение лесных деревень, колхозов и совхозов, где были отборные пожарные дружины, где дружинники имели уникальны льготы. Каждый участник этих дружин имел право на отпуск в лучшее время, квартирное обеспечение в первую очередь, льготы на выделение садового участка и так далее. То есть всё время под рукой было большое количество пожарных дружин и лесников. Была мощная лесоавиаохрана", – рассказал он.

Теперь на лесника в сибирских регионах приходится до ста тысяч гектар, в средней зоне — до пятидесяти тысяч гектар. "Как в голову могло прийти, чтобы таким образом это организовывать? Все лесхозы раньше были прибыльными, лес давал огромные прибыли. А сейчас приносит убытки", — недоумевает он. Просек в стране нет, на брошенных полях — бурьян в рост человека, а лесные деревни уже наполовину посгорали.

По словам депутата, нынешнее "разграничение ответственности" в лесах, приводящее по факту к отсутствию такой ответственности у кого бы то ни было, и становится причиной бед. И если глобальное потепление и играет хоть какую-то роль в том, что объемы пожаров все время растут, то представляется преступным ничего в связи с этим не предпринимать, а просто констатировать?

Главная повестка дня всегда под рукой – в нашем Telegram-канале.



Павел Мартынов