Аналитика


Набиуллину призвали к порядку?
Экономика | В России

На очередном совещании по экономическим вопросам между президентом, правительством и Центральным банком Владимир Путин предложил сосредоточиться на том, как российская экономика преодолевает последствия эпидемии коронавируса. Он уверен, что разные сектора экономики быстро восстанавливаются, что сопровождается ростом инфляции, однако, борьбой с этой самой инфляцией должен заниматься Банк России. Примечательно, что ЦБ обычно сам принимал решения о снижении или поднятии ключевой ставки, но теперь президент призвал Банк России координировать свои действия с правительством.

Таким образом, инфляция становится не только под частичным контролем (или наблюдением) кабмина, но главное тут – что Центробанк под разговоры об инфляции хотя бы на словах теряет свой особый автономный статус? Впрочем, с этой самой инфляцией борьба как не велась, так и не ведется, уверен экономист, руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин. Он рассказал об этом в беседе с Накануне.RU.

Эльвира Набиуллина(2020)|Фото: Накануне.RU

– Действительно ли в России идет такое быстрое восстановление экономики?

делягин михаил геннадьевич главный редактор журнала свободная мысль(2015)|Фото: Накануне.ru– По данным официальной статистики восстановление достаточно быстрое, ВВП вышел на докоронавирусный уровень. Так что люди, которые верят в официальную статистику, живут очень интересной, насыщенной, яркой жизнью, живут счастливо. Другое дело, что к реальности эти данные имеют мало отношения, просто потому что российская статистика драматически, насколько я могу судить, занижает инфляцию, и соответственно, завышает все показатели роста, инвестиций, промышленности, ВВП и всего остального.

– Тем не менее идет борьба с инфляцией?

– Действительно идет волна инфляции, но нам рассказывали, что эта волна связана не с восстановлением российской экономики, а с "импортом инфляции". Когда в мире резко подскакивает цена на металл, например, и российское государство не исполняет свои обязательства по защите национального рынка, по ограничению произвола монополий, это ведет к росту цен на металл и внутри России.

Нам рассказывали очень долго про "импорт инфляции", а оказывается, дело не в импорте, а в том, что мы слишком хорошо живем, слишком быстро восстанавливаемся. Это очень оригинальное суждение, я думаю, что оно достойно Чубайса и Грефа.

– Центробанку следует координировать свои действия с правительством?

– То, что правительству РФ необходимо бороться с инфляцией вместе с Банком России, – это, конечно, справедливо. Вообще любая координация действий – вещь полезная. Только нам представители Банка России уже подробно объяснили, что инфляция имеет немонетарные причины – это редкий случай, когда они говорят абсолютную правду, потому что инфляция вызвана произволом монополий.

Банк России к произволу монополий не имеет никакого отношения. И если правительство будет интенсивно координировать свои усилия с Банком России, но при этом не будет ограничивать произвол монополий – на инфляцию это не окажет никакого воздействия. Более того Банк России повышает процентную ставку, и последнее повышение было вообще беспрецедентно, кажется, с 2014 года – на 1% сразу.

В условиях, когда инфляция вызвана избытком денег, безусловно, это абсолютно оправданно, но сейчас инфляция разворачивается в условиях абсолютного денежного голода. А в условиях денежного голода повышение процентной ставки только подстегивает инфляцию, потому что удорожает кредит, повышая тем самым издержки.

центральный банк, центробанк, ЦБ(2018)|Фото: Накануне.RU

– Как следовало бы бороться?

– Ограничением произвола монополий и предоставлением дешевых кредитов, которые подстегнут деловую активность.

Так же, как это сделало правительство Примакова-Маслюкова при Геращенко во главе Банка России. Поскольку речь об этом не идет, и единственный успешный период в экономике за всю треть века национального предательства предан забвению, а вспоминать о нем неприлично, то ни о каких нормальных перспективах речи не идет.

– На ваш взгляд, такое координирование действий отчасти лишает ЦБ своего особого статус-кво?

– Особый статус-кво у Банка России закреплен в Конституции, поэтому потерять его довольно сложно, но да, действительно, призыв к взаимодействию с правительством должен снизить "отмороженность" госпожи Набиуллиной. Но, опять же, вряд ли степень "отмороженности" окажет какое-то влияние на инфляцию.

Инфляция вызвана в первую очередь произволом монополий, к которому Набиуллина не имеет никакого отношения. А правильным способом борьбы с инфляцией, который доступен ей, является дешевый кредит при ограничении финансовых спекуляций, чтобы деньги не попали на валютный рынок и не обвалили его. Но поскольку Набиуллина – либерал, а это люди, которые служат финансовым спекулянтам, она не может ограничить их, ведь это выстрел себе даже не в ногу, а в голову. Она на это, конечно, неспособна. Поэтому Банк России неспособен осуществлять меры, снижающие инфляцию, он может только разгонять инфляцию, как он сейчас и делает повышением процентной ставки, под сурдинку разговоров о борьбе с ней. И в этой ситуации будет он координировать действия с правительством или не будет – разницы никакой.

– Получается, это замкнутый круг у ЦБ? Под разговоры о борьбе с инфляцией повышается процентная ставка, еще сильнее разгоняющая инфляцию?

– Да, так и есть. Этот разговор [на совещании] – это на самом деле вопрос о власти, а не об инфляции. Инфляция здесь, похоже, только предлог.