Аналитика


Владельцы "ЦКС" монополизируют "мусорный" рынок в Челябинской области 
Экономика | Челябинская область

Администрация Миасского городского округа перенесла публичные слушания, на которых должен был обсуждаться вопрос перевода сразу двух участков земель в категорию, позволяющую построить на них мусоросортировочный комплекс и площадку для временного размещения ТКО. Обе площадки расположены у дороги Миасс – Верхний Атлян, неподалеку от закрытой городской свалки. С инициативой о переносе слушаний выступил инвестор строительства объектов – ООО "Ресайклинг". Дата новых слушаний пока не назначена.

Отметим, 100% ООО "Ресайклинг", по данным "Контур.Фокус", принадлежит АО "Ойкумена", подконтрольной бизнесмену Льву Гниденко. Помимо этого, предприниматель контролирует ООО "Прайм", которому принадлежит ООО "ЗГ-Строймонтаж" - компания является учредителем регионального оператора по обращению с ТКО - ООО "Центр коммунального сервиса". Таким образом, потенциальный инвестор строительства мусоросортировочного комплекса в Миассе аффилирован с регоператором.

В самом "Ресайклинге" поясняют, что предлагается изменить статус земель для организации комплекса для извлечения из отходов вторичного сырья, а также размещения производств по переработке полезных фракций. Мусор из которого уже извлечены полезные фракции, будет вывозиться в соответствии с территориальной схемой – на Полигон ТБО в Полетаево. На сайте компании указывается, что мощность объекта составит 110 тысяч тонн в год, а отходы будут поступать из Миасса, Чебаркуля, Кусы и Златоуста. Площадь участка, необходимого для организации производства оценивается в 13 га. Стоимость проекта - 300 млн рублей.

"Где именно будет размещено новое производство – еще предстоит решить. 2 августа в администрации Миасса должны были состояться публичные слушания по предлагаемой первоначальной локации – площадке южнее автодороги Миасс – Верхний Атлян. Это место располагается напротив старого сортировочного комплекса, вблизи закрытой Васильевской свалки, неподалеку от добывающего карьера. Было озвучено предложение перенести общественные слушания на более поздний срок, чтобы изучить все возможные варианты для размещения производства. Потенциальный инвестор уже направил соответствующее предложение в администрацию Миасского городского округа", - говорится в сообщении компании.

Однако проект уже вызвал вал критики со стороны общественности. Председатель общественной палаты Миасса Сергей Соловьев в диалоге с Накануне.RU упомянул, что так и не смог детально ознакомиться с предлагаемым проектом из-за отсутствия информации.

"Есть много вопросов. Новые публичные слушания пока не назначили и причины их переноса не сообщили. Пока проект настораживает. Основной вопрос насколько целесообразно строить такой объект на территории, которая занимается курортным бизнесом, насколько он экологичен", - поделился опасениями общественник.

Кроме того, члены общественной палаты выступают против создания площадки под временное размещение ТКО, с которой мусор будет вывозиться в Полетаево. По их словам объект может стать очередной городской свалкой, которую не так давно закрыли для рекультивации. У общественников есть опасения негативного воздействия площадки на состояние подземных вод.

Однако основная проблема носит именно экономический характер. Дело в том, что в Миассе уже действует мусоросортировочный комплекс, принадлежащий ООО "Эко-сервис". Соответственно участники рынка считают строительство нового комплекса избыточным мероприятием, которое приведет к росту тарифов и дополнительной нагрузке на потребителей.

По словам владельца "Эко-сервис" Виктора Воскобойникова, в таком варианте новый МСК в Миассе не нужен, так как он будет полностью дублировать уже существующий завод.

"Гораздо проще, вложиться в реконструкцию действующего завода. Это обойдется в 50-60 млн рублей. При этом в Златоусте нужен свой небольшой завод с перегрузочным пунктом. Сейчас наше производство пришло в упадок из-за недостаточности тарифа, тем не менее, власти готовы выделять колоссальные суммы на строительство новых объектов. До старта мусорной реформы мы обрабатывали все отходы Миасса – около 50-60 тыс. тон ежегодно. При этом извлекая более 20%. В дальнейшем загрузку по терсхеме нам снизили до 25 тыс. тонн. Сейчас мы готовы продать бизнес инвестору, который будет готов модернизировать предприятие", - рассказал Виктор Воскобойников.

Участники рынка также отмечают, что "ЦКС" фактически монополизирует рынок. Помимо функций регоператора, компания, как говорят отраслевики, контролирует деятельность мусоросортировки и полигона ТКО в Полетаево. С учетом строительства еще одного МСК в Миассе, "ЦКС" будет владеть сортировкой и захоронением. Отметим, что каждый из этих видов деятельности является регулируемым в части ТКО. Все они получают тариф, который оплачивают потребители. В существующих условиях, регоператору невыгодно большое извлечение полезных фракций, так как снижаются доходы от перевозки и захоронения мусора. Однако при контроле над сортировочным бизнесом, владельцы "ЦКС" смогут закрыть выпадающие доходы за счет потребителей.

Отметим, что схема реализации строительства так и не была озвучена. В терсхеме обращения с ТКО указывается, что с 2023 года в Карабашском кластере должен появится объект обработки отходов, который будет принимать ТКО из Миасского, Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района. Причем, построен он будет по концессионному соглашению. Отметим, что конкурс на право заключения концессии еще не был проведен, однако "Ресайклинг" уже выбирает площадку и инициирует перевод земель.

Собеседники агентства на рынке ТКО считают, что компания, вероятно, намерена выйти с предложением в порядке частной инициативы: если в течение месяца после этого не найдутся другие интересанты, соглашение будет подписано с ней. При этом реализация проекта в рамках концессии позволит компании отбить все инвестиции в кратчайшие сроки и начать извлекать прибыль практически из всей цепочки: от сбора до захоронения ТКО.

В пресс-службе ЦКС сообщили:

Размышлять об изменении тарифа в любую сторону преждевременно, так как не пока что не существует не только самого МСК, но и проекта комплекса. Более того, концепция мусороперерабатывающего объекта была представлена только одним потенциальным инвестором. Однако 29.07 на круглом столе, посвященном возможному строительству МСК в Миасском ГО, региональный оператор озвучил свое мнение по поводу тарифных изменений: запуск мусороперерабатывающего комплекса создаст все необходимые условия не только для сдерживания роста, но и для его снижения. Этому может способствовать ряд логистических факторов:
Во-первых, мусора из Миасского ГО (более 46 тыс тонн в год) не будет вывозиться в полном объеме на полигон ТБО в Полетаево – транспортироваться будут только «хвосты» – мусор, который остался после сортировки. Таким образом мусор, направляемый на захоронение под Челябинск более чем за 100 километров, сократится на 8 тысяч тонн в год. Оценить экономическую выгоду несложно: в один мусоровоз входит около 8 тонн, то есть количество рейсов по маршруту Миасс-Полетаево сократится минимум на 1000 единиц. Во-вторых, сократятся и расходы на подачу пустых мусоровозов в обратном направлении. Отметим, что в настоящий момент транспортные расходы на вывоз ТКО из Миасского ГО на полигон в Полетаево составляют 80% тарифа для населения. Логично, что уменьшение нагрузки на транспортное плечо (минимум на 1000 ед. техники) поможет оптимизировать автотранспортные затраты и изменит ситуацию в лучшую сторону.
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства РФ о изменениях коммунальных тарифов, рост тарифа на любые коммунальные услуги не может превышать официальный уровень инфляции. Напомним, в 2021 году этот показатель составляет не более 3%.

Касательно платы концедента действительно есть вероятность, что будет предусмотрено соглашение. Однако детальное обсуждение проекта данного соглашения пока что преждевременно. Дело в том, что подобная практика в сфере обращения с ТКО и строительстве мусоросортировочных объектов ранее не применялась и нуждается в проработке.



Евгений Иванов