Аналитика


Прибалтийские режимы держатся на пределе возможностей. Впереди новые протесты
Политика | В бывшем СССР

Прибалтика всё глубже погружается в хаос. Совсем недавно Латвия, Литва и Эстония выглядели этаким тихим уголком Европы – да, там хотя и цвели антироссийские и антисоветские настроения, однако в целом в республиках было по-провинциальному тихо. Со стороны они даже выглядели привлекательно для российских либералов – зарплата в евро, в магазинах – западная продукция, не запрещённая санкциями, свободный въезд в шенгенскую зону, оттуда легко можно уехать на заработки в Германию и другие страны Европы, а затем обзавестись на родине недвижимостью. Впрочем, там обосновывались не только россияне, в том же Вильнюсе укрывались и белорусские оппозиционеры, и экс-президент Грузии Михаил Саакашвили. И хотя Прибалтика оказалась в составе НАТО, но назвать её горячей точкой было бы сложно. Премьера британского фильма "Третья мировая война" о возможном столкновении Запада и России из-за повторения сценария Русской весны на востоке Латвии вызвала ажиотаж, но всё же, скорее походила скорее на не слишком научную фантастику.

Но вот ситуация в Прибалтике действительно привлекла внимание всего мира. Правда, происходящее скорее напоминает арабскую весну, нежели русскую. На границе Латвии и Белоруссии сейчас объявлено чрезвычайное положение сроком на три месяца, вблизи литовско-белорусской раздаются выстрелы, а в самом Вильнюсе полиция жёстко разгоняет протесты. Сами митинги приобрели невиданный в истории страны размах. Миграционный кризис здесь – лишь вершина айсберга, а у массового недовольства населения есть и более серьёзные причины – литовские СМИ сообщают, что товары и услуги дорожают уже седьмой месяц подряд.

Нормунд Гростиньш, директор Латвийского института исследований будущего, рассказал Накануне.RU о том, чем недовольно население прибалтийских государств и в каком случае можно рассчитывать на нормализацию отношений с Россией.

Протесты в Вильнюсе(2021)|Фото: DELFI / Kiril Chachovskij

Каков сейчас уровень жизни в Латвии и Литве? Получается ли у них быть "восточным форпостом Европы?"

– В Литве и Латвии уровень жизни и качество жизни значительно ниже развитых стран Западной Европы. В Прибалтику зачастую поставляются товары пониженного качества, произведённые в Польше, а цены здесь, как правило, дороже, чем в Западной Европе. Зарплаты, конечно, значительно ниже. Например, учителя в Латвии получают примерно 4 раза меньше, чем учителя в Германии.

В отличие от Белоруссии, в Прибалтике полностью уничтожены промышленные предприятия советского и царского периода. В Латвии по требованию – из-за снижения квоты ЕС – было прекращено даже производство сахара. В результате огромное количество населения было вынужденно уехать на заработки и зачастую соглашаться на работу во вредных для здоровья условиях и за меньшую оплату, чем местные работники.

Население, проживающее в Латвии, за 30 лет уменьшилось почти наполовину, и освободилось огромное количество квартир советской постройки. В сельской местности они были брошены или проданы за бесценок, и население в основном сконцентрировалось в Риге, где больше рабочих мест. Гастарбайтеры после возвращения могут, конечно, попробовать купить недвижимость, но они потом сталкиваются с налогом на недвижимость, высокими и растущими коммунальными платежами и дефицитом хорошо оплачиваемых рабочих мест. И зачастую вынуждены опять уехать на заработки. Поэтому большинство обустраиваются на месте в развитых странах.

12% населения в Латвии получают минимальную зарплату 500 евро. Аренда средненьких квартир в Риге сейчас около 400 евро в месяц, коммунальные зимой 150-200 евро, простая пломба в зуб 50-100 евро. Средняя зарплата после вычета налогов около 800 евро.

Получается, нынешние митинги вызваны социальными причинами, а не только миграционным кризисом?

– Это акции против проводимой политики в целом. Скорость созревания протеста вызвана в первую очередь падением уровня жизни и провальной экономической и внешней политикой правительства. Миграция – наглядное следствие внешней политики – только усилила протест.

Ситуация в любой отрасли прибалтийских стран – будь то в здравоохранении, образовании, экономике или охране границ – находится на пределе, никаких резервов нет, и любая даже небольшая незапланированная нагрузка отправляет соответствующую отрасль в свободное падение. Ситуацию власти потом пытается спасти с помощью ЕС. Способность прогнозирования у правящих элит не только отсутствует напрочь. Даже больше. Поскольку прогноз содержит оценку последствий проводимой ими политики, правящие круги ведут борьбу с прогнозированием. Говорю как директор Института исследований будущего Латвии.

Готова ли Европа помочь хотя бы справиться с мигрантами обустроить лагеря для мигрантов или забрать часть потока к себе?

– ЕС проводит стандартную политику – выделяет некоторые средства на обустройство лагерей и оставляет беженцев на территории Прибалтики. Но на практике большинство потом сбегает в богатые страны ЕС.

Приведёт ли нынешний кризис к тому, что литовская власть задумается об улучшении отношений с Белоруссией и Россией?

– Существующая литовская власть десятилетиями проводила провокации и портила отношения с Россией, Белоруссией и Китаем, являлась старательным и исполнительным союзником США. Поэтому в перспективе рассчитывать на рестарт отношений можно будет только после полной смены власти, правящих партий как в Литве, так и в Латвии. В Латвии, например, премьер гражданин США и родился, вырос в США. В условиях нарастающего экономического и политического кризиса правящие режимы Прибалтики показали неспособность адекватной реакции, выбрали близорукую тактику силового подавления обоснованных протестов и вступили в полосу нарастающей политической нестабильности.

Кстати, о Китае. Зачем Вильнюс в это непростое время испортил отношения ещё и с Пекином, собравшись открыть представительство Тайваня? Можно вспомнить ещё скандал с выходом Литвы из формата 17+1, произошедший тогда, когда в Белоруссии разгорался скандал вокруг задержания Романа Протасевича? Могут ли Китай и Белоруссия координировать свою работу на прибалтийсском направлении?

– Конфликт с Китаем – часть активной проамериканской политики Вильнюса. Как обычно, в Вильнюсе не смогли прогнозировать последствия, и реакция Китая оказалась неожиданной – впервые с 1995 Китай применил отзыв посла. Это сильнейший сигнал. Я считаю, что Китай проводит свою внешнюю политику самостоятельно, исходя в первую очередь из своих интересов. В рамках этого Белоруссия получила некоторую поддержку в 2020 году. Литовские депутаты также разрабатывали и продвигали антикитайские резолюции в Европарламенте. Это постоянная, недружественная политика, поэтому реакция Китая вполне адекватна.

А нет ли в обществе запроса на дружбу с Востоком? И сохраняется ли у простых людей, а не чиновников и политиков, ностальгия по советскому периоду?

– Ностальгия есть однозначно, но только у старшего поколения, которое видело советское время. А общественного запроса на дружбу с Востоком нет, на выборах с абсолютном большинством выигрывают националистические и антироссийские партии, например, существенная часть русскоязычного электората поддерживает антироссийскую и проЛГБТ партию "Согласие", которая в Европарламенте поддержала все без исключения антироссийские санкции ЕС.

Протесты в Вильнюсе(2021)|Фото: Delfi / Orestas Gurevičius

Удастся ли силовым разгоном заставить протестующих замолчать? Или наоборот, такие действия властей лишь ещё больше разозлят недовольных?

– Поскольку экономический кризис нарастает, последуют новые протесты в разных формах как в Литве, так и в Латвии. В Риге на август заявлены несколько уличных акций, и на прошлой неделе произошёл большой несанкционированный митинг у здания правительства. Осенью и зимой уровень протестов возрастёт, поскольку ощутимо усилятся экономические проблемы населения.



Павел Мартынов